Приключения золотой рыбки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе

Воспитатель: Путырская Н.А. 

Цель: Сформулировать представление о том, как рыбы приспосабливаются к жизни в природных условиях. Уточнить знания об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как передвигаются), о хищных и «миролюбивых» рыбах. Продолжать воспитывать любовь к природе. Развивать воображение, логическое мышление. Учить разрешать противоречия.

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением речного дна, щуки, сома, плотвы, золотой рыбки, окуней. Две банки с прозрачной и мутной водой, две игрушечные рыбки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам, необычную историю. Догадайтесь, о ком эта история.

Вильнёт хвостом,

Туда-сюда

И нет её

И нет следа.

Дети: Рыба.

Воспитатель: (рассказывает сказку, показывая иллюстрации).

Одному мальчику подарили золотую рыбку. Возвращаясь, домой вдоль берега реки, он любовался подарком, а рыбка спокойно плавала в банке. Мальчик так увлёкся, что не заметил корягу, споткнулся и упал. Банка разбилась, рыбка исчезла в реке. Как ни старался он её разглядеть в воде, не смог. А золотая рыбка никак не могла понять , куда она попала. Итак, золотая рыбка попала в реку, это хорошо? Почему?

Дети: Она не порезалась осколками стекла и осталась живой. Узнает обитателей реки, подружится с кем-нибудь.

Воспитатель: Золотая рыбка попала в реку, это плохо? Почему?

Дети: В реке вода холодная, сильное течение, нужно всё время работать плавниками, река глубокая, темно, много неизвестного, незнакомого.

Воспитатель: Как вы думаете, где жила рыбка раньше?

Дети: В доме человека.

Воспитатель: А хорошо ей там было?

Дети: Хорошо, там тепло, светло, в аквариуме вода чистая.

Воспитатель: А в реке есть места с тёплой водой? Дети: Около берега, где мелко и солнце прогревает воду.Воспитатель: Пока рыбка искала отмель, она почувствовала голод. Золотая рыбка хочет, есть, потому что проголодалась, и не может, потому что в реке нет привычного для неё корма. Как ей быть?

Дети: Она должна научиться сама, определять, какая еда ей подходит.

Воспитатель: Пока рыбка смотрела по сторонам, мимо неё пронеслась стая небольших серебристых рыбёшек с красными глазами и красными плавниками Они были похожи на капельки воды, сверкавшие на солнце. Что это за рыбёшки?

Дети: Плотва.

Воспитатель: Плотвички, окружив незнакомку, удивлялись её яркому наряду. Самая любопытная подплыла к ней и сказала: «Какая ты смелая! Не боишься одна плавать?». А золотая рыбка просто не знала, кого ей нужно бояться. Плотвички пригласили золотую рыбку подкрепиться. Около берега мотыля, червячков, личинок было в изобилии. Золотая рыбка наблюдала за тем, как плотвички ловко извлекали из ила толстых жирных червячков. Но ей не под силу было заглотать  такой крупный корм. Как ей помочь?

Дети: Плотвички должны поделить червячков на мелкие кусочки или отдать золотой рыбке маленьких червячков.

Воспитатель: Рыбки наелись, повеселели, стали играть. Поиграв, золотая рыбка вильнула хвостом и поплыла к лежащей на дне реки палке, «Палка» вдруг зашевелилась, быстро поплыла к плотвичкам. Как вы думаете, кто это?

Дети: Щука.

Воспитатель: Как плотве спастись от щуки?

Дети: Плыть на самое мелкое место, плыть в разные стороны.

Воспитатель: Тем временем самая смелая плотвичка подплыла к золотой рыбке и посоветовала ей спрятаться на илистом дне. Почему?

Дети: В мутной воде рыбку трудно заметить.

(воспитатель демонстрирует элементарный опыт: опускает одну рыбку в банку с мутной водой, а в другую, чистую воду- другую рыбку).

Воспитатель: Золотая рыбка обрадовалась тому, что может избежать опасности, и направилась к месту, где вода была мутной. Но хищница рыбок перехитрила. Что она сделала?

Дети: Виляя хвостом по илистому дну, замутила воду и стала невидимой.

Воспитатель: В это время в воде показались необычные рыбы; горбатые, на верхних плавниках иголки, как у ежа. Кто это?

Дети: Окуни.

Воспитатель: Щука заметила их, махнула мощным хвостом и острыми зубами схватила зазевавшегося окунька. Сжав голову окунька зубастой пастью, исчезла в зарослях. Вам жалко окунька?

Дети: Жалко.

Воспитатель: Как же быть? Ведь щука должна есть рыбу (это её пища) и не должна есть, чтобы все были целы.

Дети: Щука должна есть слабых и больных рыб.

Воспитатель: Щука – это плохо. Почему?

Дети: Она хищник, из-за неё мелким рыбёшкам беспокойно.

Воспитатель:  Но щука- это и хорошо. Почему?

Дети: Щука-санитар. Она необходима для нормальной жизни обитателей рек и озёр. Щука нападает, прежде всего, на больных рыб, не давая другим заразиться и умереть.

Воспитатель: Много рыбы в реке –это хорошо. Почему?

Дети: Если рыбы много, её можно ловить руками.

Воспитатель: Но много рыбы в реке – это и плохо. Почему?

Дети: Они съедят весь корм, начнут есть друг друга; больные рыбы будут заражать других, умершие оседать на дно- загрязниться вода.

Воспитатель: А золотая рыбка вновь почувствовала голод. На сей раз она решила самостоятельно поискать корм. Плывя по дну, она увидела червячков. Только решила ими полакомиться, как вдруг прямо перед нею открылась огромная усатая пасть. Испугавшись, золотая рыбка уплыла за камешек и оттуда начала наблюдать за неизвестной ей рыбой.

А вы догадались, что это за рыба с усами?

Дети: Сом.

Воспитатель: Действительно, это был сом. Большой домосед. Любит глубокие ямы и лишь ночью «выходит» на охоту. Он  медлительный и неповоротливый, от него легко уплыть. А зимой он и вовсе не опасен. Забьётся как можно глубже и ничего не ест. Золотая рыбка решила плыть к берегу, к плотвичкам, которые продолжали весело резвиться. А мальчик всё ходил по берегу, не теряя надежды отыскать свою золотую рыбку. И вдруг он увидел её, поймал сачком, пустил в банку с водой и быстро пошёл домой. Вот так закончилось необычное приключение золотой рыбки.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять