«Формирование бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста».

Доклад к презентации

«Формирование  бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста».

Человек и природа — одно целое. Природа щедра, но черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня всё чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа всё настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к её решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения. Прививать детям любовь к природе необходимо с раннего возраста.

В педагогической науке недостаточно раскрыта актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников. Поэтому не случайно данная тема была выбрана педагогами младшей группы нашего детского сада для изучения и углублённой работы с детьми. Исходя из основной цели работы педагогов — формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста — были сформулированы следующие задачи:

  • Передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
  • Формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
  • Навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
  • Развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Наша работа с детьми была условно разделена на пять основных этапов.

Целью первого этапа стало выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста. Как показала диагностика воспитанников в период изучения проблемы, у 62% детей младшей группы ДОУ был низкий уровень знаний о растительном мире, у большинства дошкольников отсутствовали бережное отношение к природе и знания об её охране. Во многом это объясняется тем, что в семьях уделяется недостаточное внимание развитию интереса и бережного  отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определённое мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребёнка. В связи с этим задачами второго этапа работы стали:

  • Обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития ( каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;
  • Развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передавать то или иное состояние растений);
  • Формирование навыков обобщающего понятия по теме;
  • Развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Для решения поставленных задач использовались различные формы и методы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы («Деревья, кусты, цветы — какие они?», «Как мы отдыхаем на природе?», «Зелёный наряд Земли», «Кому нужны растения?», «Как готовятся растения к зиме?» и другие), чтение художественной литературы («Как появились цветы на Земле» Т.И.Поповой, «Маленькие путешественницы», «Стихи и сказки о родной природе» Т.А. Шорыгиной, «Весенний наряд» Г.Скребицкого и другие), дидактические игры «С какого дерева листок?», «Что есть у растения?», «Лес и луг», «Когда это бывает?», и другие), минутки тишины, этюды («Ветерок играет с деревцем» , «Берёзонька», «Просыпаются цветы», «Могучий дуб», «Я покажу, а ты угадай» и т.д.), наблюдения во время прогулок.

Задачами третьего этапа стали:

  • Расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
  • Формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
  • Расширение и активизация словаря по теме;
  • Воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач использовались следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могли увидеть, как растение пьёт воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе. Особенно запомнились детям экскурсии в парковую зону совместно с родителями.

Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни, поэтому задачи четвёртого этапа заключались в следующем:

  • Уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
  • Формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
  • Развитие речи, памяти, внимания;
  • Формирование навыков правильного поведения на природе;
  • Воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач была организована элементарная трудовая деятельность, проводились дидактические игры («Наряди деревце», «Зелёная аптека», «Больничка для растений» и другие), игры-драматизации («Как поссорились растения», «Дерево, цветок и кустик», «Цветочная поляна», «Одуванчик» и другие).

Закреплялись практические навыки также путём приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории МБДОУ, где наша группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателями и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдают за их ростом. А в зимнее время мы высаживаем огород на подоконнике, приучая детей к посильному уходу за всходами. Также, в зимнее время дети продолжают знакомство с растениями в зимнем саду, где есть все условия для  работы и наблюдений.  На территории детского сада существует экологическая тропа, с помощью которой дети с младшей группы знакомятся различными видами растений, помогают взрослым в уходе за альпийской горкой, клумбами с цветами, участвовали в посадке берёзовой и кленовой аллеи.

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которую создали воспитатели совместно с родителями воспитанников. Так, например, комнатными растениями был пополнен уголок природы, подобраны дидактические игры, иллюстрации по теме «Растения», изготовлены альбомы: «Первоцветы», «Красная книга растений», «Деревья и кустарники», организован конкурс «Вырастим цветок для группы», «Осенняя фантазия»  для детей и родителей.

С начала года организован кружок «Чудеса растительного мира» по изготовлению поделок из природного материала с элементами флористики. Дети с большим интересом посещают кружок, а из собранного с родителями природного материала дети с удовольствием мастерят оригинальные поделки, у них развивается художественно-творческая деятельность, эстетический вкус, нестандартное мышление, творческая индивидуальность. В таких работах, как «Букет из осенних листьев», «Рябина красная», «И расцвёл подснежник», «Пальмы у моря», «Плывут кораблики» и другие.

В уголок книги были приобретены детские энциклопедии о природе, подобран большой литературный материал о растениях, изготовлен альбом загадок о растениях.

Экологическое воспитание мы стараемся максимально связывать с физическим воспитанием дошкольников. Подобрали новое спортивное оборудование природной тематики (дубочек в качестве оборудования для метания, жёлуди для упражнений в равновесии, кегли в виде цветов для ходьбы и бега змейкой). Вместе с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляли знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях. Проводились физкультурно-экологические праздники и досуги «Люблю берёзку русскую», «Одуванчик».

Соответствующие атрибуты появились и в музыкальном уголке: веночки, листья, грибочки, маски, шапочки для исполнения танцев и аудиозаписи с музыкой и песнями о природе. Воспитанники с удовольствием слушают произведения о природе, передают образы растений в музыкально-ритмических этюдах. Проводились тематические досуги, развлечения  и праздники «На лесной полянке», «Яблочный спас», «Мы — друзья природы», «Сохраним ель — красавицу».

Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно-творческой деятельности. Дошкольники учились наделять образными характеристиками объекты природы, которые они видят (цветы, деревья, травы), отображая их чувства и настроения в рисунках: «Волшебный цветок», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Кисть рябинки», «Зелёная красавица» и другие.

На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений особое внимание уделялось индивидуальной форме работы с детьми.

С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения их в образовательный процесс использовались следующие формы взаимодействия:

  • Анкетирование;
  • Консультации;
  • Участие в природоохранных акциях, экологических праздниках: «Сохраним ель — красавицу», «Люблю берёзку русскую», «Яблочный спас», «Мы — друзья природы»; конкурсах «Вырастим цветок для группы», «Осенняя фантазия»; фотоконкурс «Любимые уголки природы нашего посёлка», «Как прекрасен этот мир!»
  • Совместные экскурсии в парк, в берёзовую рощу.
  • Работа в огороде и участие в озеленении участка.
  • Показ двигательной сказки «Жил-был одуванчик».

На пятом, заключительном этапе работы проводилась повторная педагогическая диагностика, в результате  которой у 63% детей  был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире, а у 37% — средний. У 65% детей (высокий уровень) и 35% детей (средний уровень) развился интерес к миру растений.

Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать следующие выводы:

  • Воспитанники нашей группы значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, которые они демонстрируют в разных видах детской деятельности;
  • Дети усвоили элементарные навыки ухода за растениями;
  • У них появилось желание общаться с природой;
  • Значительно повысился интерес к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности к растениям.

Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволили сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребёнка.

Оставьте комментарий

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять