Консультация для воспитателей
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
- Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
- Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.
- Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
- Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своейнеуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- — в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- — в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- — в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- — в рассеянности, невнимательности;
- — в беспокойстве и непоседливости;
- — в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- — в проявлении упрямства;
- — в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- — в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- — в игре с половыми органами;
- — в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- — в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- — в повышенной тревожности;
- — в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей.
Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.
Психоэмоциональное остояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.
С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой — можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности — все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.
Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.
Приводим описание нескольких вариантов гибкого режима
ВАРИАНТ (для плохой погоды)
Специфика режима дня в случае неустойчивой и неблагоприятной погоды заключается в том, что день ребенка эмоционально насыщается, а прогулочной зоной становится все учреждение. Прогулки организуются в физкультурном и музыкальном зале. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14-16 % затем открываются внутренние рамы окон (в наружных часть стекол имеет микроотверстия) и угловая фрамуга. Дети, одетые соответственно температуре зала (с учетом того, что идет постоянный приток прохладного воздуха), находятся в нем минут 40. Воспитатель приносит игрушки, мячи, организует веселые подвижные игры. Несложно для таких ситуаций сделать небольшую складную песочницу (ведра на два песка),
В групповой в это время проводятся сквозное проветривание, влажная уборка и на полную мощность включаются бактерицидные светильники. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение.
В течение дня нужно не менее двух подобных прогулок. Кроме того, предусматривается выход детей на 30-40 минут за пределы своей групповой, так сказать в гости. Можно, например, посмотреть в видео салоне мультфильм, побывать в изостудии. Больше всего наши малыши любят ходить в гости к детям старших групп, ведь там так интересно!
Режим дня для неблагоприятных погодных условий составляется методистом дошкольного учреждения в сентябре. Группам выделяется конкретное помещение для организации прогулки и определяется ее время; указывается время и порядок «хождения по гостям». В каждом помещении детям создаются условия для развивающей деятельности. Например, в изостудии для них готовится стол с кучей глины, или на полу расстилаются листы ватмана — и рисуй себе красками, не пачкающими пальчики, что хочешь. В игровой комнате ждут детей игрушки-забавы, самовар с чаем и обязательно молоко. Старшие дошкольники приготовили для них «рынок», где «продаются» игрушки, сувениры, украшения, сделанные собственными руками. Большим успехом пользуются у малышек прыгающие бумажные лягушки, глиняные свистульки, лодочки из коры или бумаги, которые тут же можно пустить в таз с водой.
Режим дня предусматривает обязательно какое-либо музыкальное развлечение. Причем программа его готовится взрослыми заранее. Это могут быть кукольные спектакли или драматические постановки, концерты, веселые аттракционы, сюжетно-игровые занятия с большим количеством персонажей.
Наличие такого предварительно составленного режима позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, а его реализация предупреждает вероятность физиологического стресса организма детей в связи с кислородным голоданием и невозможностью в ограниченном пространстве группы создать полноценные условия для удовлетворения естественной потребности ребенка в движении.
ВАРИАНТ (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости)
В периоды повышенной заболеваемости в режиме дня увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, выделяется время для проведения специальных лечебно-профилактических процедур, уменьшается количество занятий с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками. А вот свободное передвижение по дошкольному учреждению резко ограничивается, чтобы было как можно меньше контактов. Этот режим разрабатывается методистом совместно с врачом и старшей медицинской сестрой дошкольного учреждения.
Режим дня на случай разного рода карантинов продумывается врачом после соответствующей консультации с эпидемиологом. Специфика его в четкой ориентации на организацию лечебно-профилактической работы по типу дневного стационара. Ведь весьма вероятно, что в коллективе, кроме явно больных детей, есть и другие, подвергшиеся инфекции, но их болезнь еще не выявлена. Она в стадии инкубационного периода. Такое отношение во многом помогает предотвратить распространение инфекций. В дни карантинов мы уменьшаем количество занятий, их эмоциональную насыщенность, увеличиваем прогулки и длительность сна, проводим активные лечебно-профилактические процедуры. Настоятельно рекомендуем приобрести для таких случаев портативнуюфизиоаппаратуру, чтобы можно было развернуть «стационар» прямо в групповой, поскольку из-за опасности распространения инфекции эти дети временно не пользуются услугами физиокомплекса дошкольного учреждения.
ВАРИАНТ (режим свободного посещения дошкольного учреждения)
На основании договора с родителями устанавливается индивидуальный режим посещения ребенком дошкольного учреждения. Условие родителям может быть поставлено одно — поднимать ребенка утром в одно и то же время, чтобы не нарушить жизненный ритм. Дети, привыкшие вставать в разное время, с трудом адаптируются впоследствии к школьной жизни, так как организм обычно настраивается на новый ритм более полугода.
ВАРИАНТ (каникулы)
Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
Время проведения каникул определяется на основании изучения утомляемости ребят. Эту работу выполняет психолог. Полученные им сведения сопоставляются с данными заболеваемости детей и с данными карт, в которых они отмечают свое настроение. Все это помогает выбрать оптимальное для каникул время.
Технологически режим «Каникулы» представляет набор сценариев деятельности детей на 3 — 5 дней. Каждый день приносит какой-либо сюрприз (например, в детский сад привел на воспитание своих озорных мышат Кот Леопольд, и дети целый день их «воспитывают»).
Кроме перечисленных выше вариантов гибкого режима, существует еще один, который мы называем оптимальным. Он составляется воспитателем. При этом руководствуются следующими принципами:
- Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены. Нужно обеспечить ребенку легкое «вхождение» в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в яслях в конце недели.
- Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельности, по месту и форме организации занятий.
- В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения.
- Занятий с высокой интеллектуальной и физической нагрузкой должно быть не более одного-двух в неделю и между ними промежуток — не менее 48 разгрузочных часов. Разумно составлять макроцикл (на месяц) и микроцикл (на неделю) интеллектуальных и физических нагрузок. Это возможно, если режим дня соответствует плану образовательной работы с детьми, а не наоборот, когда план подгоняется под режим дня.
- Ежедневно в режиме дня указывается время игр взрослых с детьми. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать ребятам, а взрослым следует ее всячески поощрять.
- В режиме дня должно быть выделено время для проведения профилактических мероприятий, лечения, психотренингов, релаксационных и музыкальных пауз, посещения бара. Ежедневно определяется время, когда ребенок может выйти за пределы групповой к кому-нибудь в гости. Разумеется, малыши в этом случае подстраховываются взрослыми (и это требует четкой организации работы персонала), а те, к кому они пришли, несут за них полную ответственность. Поэтому-то эти часы и планируются заранее.
При составлении режима дня воспитатель опирается на базисный план дошкольного учреждения и календарные планы образовательной работы, на базовый режим дошкольного учреждения, а также на графики музыкальных, физкультурных занятий, проведения досуга.
Базисный план ориентирует воспитателя в норме интеллектуальных и физических нагрузок в течение недели, а календарный позволяет подобрать для них оптимальное время в режиме дня.
Базовый режим дошкольного учреждения разрабатывается его администрацией.
В нем определяются:
- — длительность сна для каждой возрастной группы;
- — общая длительность прогулки в течение дня (это позволяет воспитателю варьировать продолжительность утренней, дневной и вечерней прогулок в связи с планом образовательной работы).