Инструкторы ФК МБДОУ ЦРР д/с № 21 Довгаль К.А.
Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной и мимической) так и по развитию речи. Очень хорошие предпосылки для коррекции речевых нарушений дают такие методические приёмы, как озвучивание (или звукоподражание) и оречевление движений. Это когда, выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ: гудит, как паровоз; шумит, как ветер; рычит как тигр или собака; шипит, как гусь; свистит, как кипящий чайник и т. п.
Данный подход нашёл очень широкое и многолетние применение в авторском педагогическом Центре Н. Н. Ефименко. Практически все занятия у него с детьми звучащие. Где же, как не на занятии по физической культуре, на фоне мышечной активности и положительного эмоционального фона, проявлять себя детям в плане звукоподражания! Иногда можно пожертвовать даже музыкальным сопровождением, чтобы дать возможность детям более свободно и полно звучать на физкультуре и слышать это звучание. Если упражнение безмолвное, выполняется в тишине или под строгий академический счёт (раз-два-три-четыре, то оно теряет что-то очень важное, что несёт в себе в плане развития личности. Кстати, обращает на себя внимание и тот факт, что большинству воспитателей и специалистов дошкольных учреждений как раз больше нравится тишина на занятии, чем его естественная шумливость, наполненная естественными звуками.
Оречевление отличается от более простого озвучивания (комбинаций отдельно произносимого звука или звукосочетания) тем, что в нём применяются уже слова, словосочетания и предложения различной конструкции.
Если летящий в высоком небе можно озвучить при помощи одного протяжного звука «у-у-у», то уборку медвежонком берлоги при помощи веника, уже применяется слово «вжик-вжик-вжик». Или, например, когда отважные дети – «зайцы» крадутся по поляне и подбадривают себя приговорками типа: «Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк! » На таких занятиях дети учатся произносить звукоподражательные слова и фразы с различной интонацией.
Закрепляя изучаемый звук в различных вариантах (изолированное произношение звука в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках и в текстах, разумно использовать сочетания звуков, слов, движения и мимики. Такой комплексный подход к «оживлению» воображаемого образа создаёт полноту восприятия и эффективно влияет на коррекцию речевого развития детей. Разрабатывая планы занятий по исправлению недостатков звукопроизношения и по закреплению изучаемого звука в лексической теме, используются игровые «звуки-образы». На основе этих образов составляется сценарии-сказки занятий. Например, во время изучения и закрепления звука [С] в игровых, в сказочных сюжетах используют такие образы : «Качаем носом колесо», слушаем, как «Шипит сердитый гусь», как «Сдувается воздушный шарик», «Дуем вместе с холодным ветром», «Поём песенку водички» и др.
Во время автоматизации звука [С’] обыгрываются такие образы: «Маленький насосик», «спили сосенку» (пила пилит и мягко свистит :с’-с’-с’)
Для автоматизации звуков[ З] и [З’] составляем сказку «Про комара, Пчелу, Пилу и Комарика» … Большой комар летит и звонко звенит своим твёрдым голосом: З-з-з-, маленький комаришко летит и мягким голосом звенит : з’-з’-з’)
Во время закрепления звука [Ш] на занятиях присутствуют: «Змея», «Песенка ветра», «Морской прибой», «Шум деревьев», «Песенка ручейка», «Воздушный шарик», «Спящая кукла», «Останавливающийся поезд» и д. р.
Во время закрепления звука [Ж], дети вместе с пчёлками собирают мёд, жужжат, как майский жук, отправляются в путешествие на самолёте.
А «Кузнечик- музыкант», «Крымские цикады» и «Весёлый паровозик» умеют петь звук [Ч].
Для постановки очень сложного звука [Р] обычно требуется много времени, терпения, и здесь совсем не обойтись без двигательно-игровых образов. Сначала с помощью зеркала, в статическом положении, а затем в движении дети тренируются в выполнении упражнений «артикуляционной гимнастики»: «Вкусное варенье», «Побелим потолочек», «Попрыгунчик – язычок», «Жабка – попрыгушка», «Зайка – попрыгайка», «Лошадки», «Остановим лошадку», «Кучер», «Грибок», «Автогонки»;
Д-д-д: «Барабан», «Дятел», «Поезд стучит колёсами», «Индюк гогочет»;
Т-т-т: «Стук в двери», «Дождик бьёт в окно», «Рассыпались бусинки», «Пулемёт», «Белочка стучит шишкой», «Зайчик стучит морковкой по пеньку»;
Чередование упражнений: т-т-т, д-д-д: «Постучим тихонько: т-т-т… », а теперь – громко, потому что нас не услышали: — д-д-д… .
Затем отрабатываем вибрацию звука [Р] в звукосочетаниях тр-р-р… и др-р-р… : «полёт майского жука:, тр-р-р, «Над речкой жужжит стрекоза»: тр-р-р; «Мотоцикл»: др-р-р; «Котик-Мурлыка»: др-р-р; «Вертолёт»: тр-р-р, др-р-р; «Трактор»: тр-р-р, др-р-р; «Машина»: тр-р-р, др-р-р; «Заведи мотоцикл»: тр-р-р; «Тигр»: р-р-р; «Сердитый Барс»: р-р-р; «Рёв мотора»: р-р-р; «Рычание волка»: р-р-р; «Заведи мотор большого самолёта»: р-р-р… и др.
Такие «ожившие» образы широко используются и на занятиях по физкультуре.