Конспект организованной образовательной деятельности ( в подготовительной группе с использованием ИКТ )
Составила воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад №21
Путырская Н.А.
Цель: — познакомить детей с жизнью и творчеством великого ученого
М.В.Ломоносовым;
— словарь: познание, стипендия, каталог, окаменелости, книжная лавка.
Ход занятия.
— Сегодня мы с вами познакомимся с великим ученым, основателем многих наук и искусства, человеком, чье имя навсегда вошло в русскую историю – это Михаил Васильевич Ломоносов (слайд).
— Много сотен лет назад русские люди заселили берега Белого моря, негостеприимный край сурового Севера(слайд). Этих людей прозвали поморами.
— Одним из главных поморских городов был Архангельск (стрелочка и кружок), у впадения реки Северная Двина в Белое море. А выше по течению находилась деревня Денисовка (ныне село Ломоносово) (слайд), где родился мальчик Михаил (слайд).
— Любимым занятием Михаила было чтение (слайд).
— Местный дьячок обучал его читать и писать, и это увлечение неожиданно стало главным. Он быстро освоил грамоту, прочитал книги: «Грамматика» (Смотрицкого) – (слайд) и «Арихметика» (Магницкого) – (слайд).
— Помимо учебы, Михаил с 10 летнего возраста помогал своему отцу ходить в море, заниматься рыбным промыслом (слайд).
— Подростком, Михаил перечитал все книги, которые попадались ему. Это знакомство с книгами, побудило огромное желание узнать больше о современной науке и зимой он отправляется пешком в Москву. На третий день он догоняет обоз, который везет мороженную рыбу в Москву, договаривается, чтобы его взяли с собой (слайд).
— В Москве М.В.Ломоносов поступает учиться в Славяно-латинскую академию (слайд)
— Нелегко было 19 летнему юноше учиться с малыми ребятами, но он превзошел всех (слайд).
Физкультминутка
— Ученикам на жизнь выдавали деньги – три копейки в день. Одну копейку Ломоносов тратил на хлеб (слайд), вторую на квас (слайд), а третью — на прочие надобности (слайд), в книжных лавках (слайд).
— чтобы подробнее изучить науки о природе – физику, химию, минералогию, Ломоносов отправляется в Киев для продолжения учебы (слайд).
— Однако и в Киеве он не смог утолить жажду познания. Пришлось возвращаться обратно в Москву.
— В 1735г по распоряжению Сената 12 лучших учеников академии были посланы учиться в Санкт-Петербург (слайд). Среди этих учеников был М.В.Ломоносов, он продолжает изучать математику, физику, химию и стихосложение, вот его первое стихотворение (слайд).
— Три года Ломоносов проучился в Петербурге и как лучшего ученика, его отправляют в университет (слайд) города Марбурга (слайд). Там он продолжает познавать минералогию, геологию, но учиться трудно, стипендия за учебу поступала нерегулярно – и он возвращается на попутном корабле (слайд) обратно на Родину.
— в Петербурге Ломоносов составляет Каталог собрания минералов и окаменелостей (слайд).
— Затем он переделывает в академии наук химическую научную лабораторию (слайд) и целыми днями ставит там опыты.
— Однако Ломоносову интересна не только наука. В химической лаборатории он начинает проводить опыты по изготовлению цветного стекла, использовании стекла в изобразительном искусстве, составляет мозаичные картины(слайд) которые представлял на показ императрице Екатерине Алексеевне (слайд) и становится первым в России автором многих мозаик.
— Первая пробная работа у М.В.Ломоносова была «Нерукотворный спас» (слайд) — эта мозайка проста по исполнению.
— Самые лучшие мозайки у М.В.Ломоносова: «Петр первый» (слайд), «Полтавская баталия» (слайд), «П.И.Шувалов» (слайд) и «Екатерина Великая» (слайд).
— Но самая главная мечта у М.В.Ломоносова – открыть свой университет в Москве. Он сам разработал проект и в 1755г в России появляется первый университет (слайд), где Ломоносов продолжал свои научные работы над законом сохранении материи. И даже в астрономии Ломоносов совершил открытие, обнаружив наличие атмосферы на Венере – соседней с Землей планета (слайд).
— Научные приборы и инструменты, которыми пользовался М.В.Ломоносов (слайд).
— Михаил Васильевич Ломоносов стал великим ученым и основателем многих наук и искусства. Его имя навсегда вошло в русскую историю (слайд).
— На родине Ломоносова, в селе Ломоносова, воздвигнут памятник(слайд).
— В Архангельске стоит памятник у образовательного учреждения САФУ (слайд) и ПГУ (слайд)
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может.
Ни множество веков. Ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю…»
— На земле мы живем Ломоносова, Он — великий ученый страны,
Не забыл наш народ Ломоносова, Его памяти все мы верны!