Подготовил:
воспитатель группы
компенсирующей направленности
Чернова С.Н
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Но детям, которые росли дома, под присмотром мамы, бабушки или няни, адаптироваться к школьной жизни еще сложнее, чем выпускникам детсада.
Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию, домашние детки, даже в том случае, если родители старались соблюдать определенный режим дня, имели гораздо большую степень свободы. Добавьте к этому ещё не домашнюю еду, общественный туалет и т.д. У них нет большого опыта общения со сверстниками и чужими взрослыми. Не с мамой, бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые — ещё ребёнок не попросил — уже готовы броситься на помощь и много раз объяснять, разговаривая с ним, что называется, «глаза в глаза». В результате, резкий переход такого ребенка на жесткий школьный режим становится сильным стрессом.
Гармонично вписаться в детский коллектив в 6-7 лет гораздо сложнее, чем в 2-4 года. Ведь в детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей сконцентрировано именно на взаимоотношениях с коллективом. В школьные годы внимание переключается на учебу и первоклашки, которые воспитывались дома, в дошкольном возрасте, сталкиваются с рядом специфических трудностей, связанных с адаптацией в совершенно новой для них среде.
И чем дольше мама сидит с малышом дома, тем сложнее будет ребенку адаптироваться к условиям коллектива. Он сильнее привыкает к тому, что он один, все внимание направлено только на него. Ребенок ощущает постоянную опеку родных. У него не возникает конфликтов из-за игрушек, ему не приходится анализировать свое поведение относительно других детей.
Таких детей сегодня много и серьёзные проблемы с психологической адаптацией практически у 40% детей, которые не ходили в детский сад .Таким детям грозит — социальная дезадаптация.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению.
Малышу, привыкшему быть центром внимания в семье, достаточно сложно адаптироваться к новым условиям. Дома, что бы ни делал кроха, он всегда
самый лучший и замечательный. В школе же, даже самый подготовленный к наукам ребенок, может почувствовать дискомфорт. Учеников ведь много, у учителя в классе 25 человек. Один лучше запоминает стихи, другой превосходно рисует, третий быстрее всех бегает… Неожиданно, домашний малыш осознает, что он далеко не самый-самый. А переживают открытие все по разному: кто-то всеми силами стремится обогнать сверстников, забывая про прогулки, но большинство замыкаются в себе, превращаясь в серых мышек.
Вторая причина – в неправильной мотивации к учебе.
Для ребенка, не посещавшего детский сад, школа – это, прежде всего, возможность пообщаться, найти новых друзей, что называется: «на людей посмотреть, себя показать». К сожалению, на выстраивание отношений, порой, тратится все свободное время ребёнка, а учебники мирно пылятся в сторонке.
Третий вопрос, остро встающий перед школьником, — взаимоотношение с учителем.
Если садовские дети регулярно общались с воспитателем, то для остальных – это новый процесс, в нюансах которого только предстоит разобраться. Нередко «домашний» ребёнок, вернувшись в первый день из школы, говорит: «Учительница меня не любит, она на меня не смотрит». И это осложняет адаптацию.
Домашний ребенок может панически бояться учителя. У него может отключаться внимание на уроках. Такой уход в себя вызван страхами малыша перед реальностью. Родителям необходимо объяснить малышу, почему учитель ведет себя таким образом. Расскажите, почему он сердиться или критикует, почему может кого-то ругать. Домашний ребенок, который идет в первый класс, должен научиться уважать взрослых, но не боятся их. Ребенку необходим опыт общения с взрослыми. Задача родителей — обеспечить благоприятные условия для такого общения еще до школы.
И ещё одна проблема – строгий режим, с которым многие домашние дети впервые сталкиваются именно в стенах учебных заведений.
Как видим, адаптироваться в новых условиях не так просто. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы помочь любимому ученику и разобраться во всех проблемах адаптации.
II. Трудности, с которыми сталкиваются «домашние дети» в школе
1.Проблемы коммуникативного характера
Для домашних детей становится особенно важно мнение других детей, они ищут свое место в коллективе, новых друзей. Ребенок, который не прошел определенные стадии взаимодействия с социумом, воспринимает школу как увлекательную новую игру и таким образом учится согласовывать свои действия с кем-то еще. Но менталитет домашнего ребёнка отличается от менталитета детсадовского малыша, он должен понимать, что не единственный на свете и у окружающих людей есть собственные желания и потребности. В результате, столкнувшись с первыми трудностями общения, первоклассник психологически не готов их преодолевать. И при малейшей неудаче, домашние дети могут замкнуться, становятся робкими, стараются держаться незаметно, при замечаниях плачут. У них может нарушиться сон, пропасть аппетит, они становятся капризны.
2.Мотивационная проблема
У детей, которые посещали детский сад, сформирован мотив — они идут в школу учиться. Они уже наигрались в детском саду и готовы УЧИТЬСЯ. Домашние дети, лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу общаться. В первом классе они отдают много времени для эмоций и на выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. При этом учеба отодвигается на второй план.
3.Проблемы психологического характера
Вопрос, остро встающий перед школьником, — взаимоотношение с учителем.
Дети, которые посещали детский сад уже научились выстраивать общение со взрослыми по модели воспитатель – ребенок и легко переходят на школьный вариант взаимоотношений. Они не боятся учителя и адекватно воспринимают строгость, критику. У домашних детей часто на уроках отключается внимание, они уходят в себя. Такой ребенок тихо сидит, но как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с тем, что ему неинтересно или он увлечен чем-то другим. Как правило, уход в себя, в свой внутренний мир вызван страхом перед реальностью. В данном случае перед учителем, так как модель взаимоотношений учитель — ученик сильно отличается от модели ребенок — родители. И слушать теперь надо не только маму, но и учителя.
Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в детский сад и занимались с ним дома, уверены, что их чадо значительно умнее одноклассников. Они ждут от него мгновенного и головокружительного успеха. А к неизбежным в начале обучения трудностям относятся негативно. Среднестатистические успехи ребенка они воспринимают, как неудачи. Они недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что мама и папа расстроены (даже если они это скрывают). В результате у маленького ученика пропадает желание достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется низкая самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и разорвать этот замкнутый круг становится все сложнее.
Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, проходит по-разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило, в период адаптации могут быть очень шумными, они бегают по коридорам, отвлекаются на уроках, часто спорят с учителями. Домашние дети, не ходившие в сад и не имеющие опыта нахождения в социуме, пугаются большого количества одноклассников и всё же им необходимо успешно влиться в такой коллектив и общаться со сверстниками. Появляется необходимость постоять за себя, научиться разрешать конфликты, дружить. Дети начинают оценивать себя иначе, сравнивать и соперничать с одноклассниками. Домашний ребенок слишком зависим от мнения одноклассников. Ему важно быть таким, как все, а не выделяться на общем фоне. В результате первоклассник, вместо того чтобы развивать и демонстрировать свои знания, старается слиться с классом, стать незаметным и не выделяться на общем фоне. Дополнительные умения ребенок воспринимает не как собственное достоинство, а как недостаток и старается их никому не демонстрировать.
Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду
В садике ребенок не испытывает недостатка в общении, поэтому его социализация, альтруизм, дисциплина и т.д. закладываются сами по себе. Если же ребенок воспитывается дома, родителям придется создать специальные условия для развития его личности и выработки необходимых качеств, быть настойчивыми и требовательными.
• Самое главное – полноценное общение со сверстниками. Чаще всего домашние дети, придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно из-за того, что не привыкли общаться в коллективе. Поэтому они много времени тратит на установление общения и на игры с детьми и в результате учеба может уйти на второй план.
• В детском саду дети приобретают опыт общения с посторонними взрослыми людьми – воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться, просить о помощи, выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину. Домашний же ребенок, который привык только к маме или веселой доброй тёте, в развивающем центре, придя в класс – долгое время может испытывать страх перед учителем.
• В детском саду изо дня в день соблюдаются все режимные моменты. В то время как дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить по расписанию. Поэтому ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное расписание и организовать своё время.
• Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый лучший и самый умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при хорошей подготовке, ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на заданиях, объяснениях и требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей стороны или поймет, что есть дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих знаний с другими детьми может быть весьма болезненно для ребенка.
• Находясь в саду, ребенок постепенно вырабатывает иммунитет к различным инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не болеет. Придя в школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может подвергнуться частым простудным и инфекционным заболеваниям. А такими болезнями, как ветрянка, краснуха, свинка лучше переболеть в детсадовском возрасте.
Советы родителям
Иногда именно позиция родителей и становится причиной дезадоптации ребенка в новых условиях. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
Правила, которые помогут родителям развивать интерес, желание учиться и адаптироваться их ребенку в школе.
— Очень важно, чтобы родители не поощряли проявление детского эгоизма. Необходимо найти способ объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими.
— Задача родителей — объяснить ребёнку, что все дети разные, с разными способностями и талантами. Научите его не только брать, но и отдавать.
— Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов (вчера ты сделал две ошибки, а сегодня только одну).
— Родители должны вовремя сориентировать ребенка именно на процесс обучения. Важно, чтобы школа привлекала первоклассника своей главной деятельностью — учебой. Рассказывайте ребенку, какие предметы он будет изучать в школе, как проходит урок, как надо отвечать, как интересно узнавать каждый день много нового. Необходимо ограничить телевизор, компьютер.
— Родители должны объяснить ребенку действия учителя: почему он ругает кого-то, почему сердится, критикует. Рассказать малышу, что это никак не связано с ним лично — критикуют не его, как личность, а, к примеру, неправильно выполненное задание. При этом первоклассник должен уважать учителя, а не бояться его.
— Все возникающие вопросы взрослым стоит решать только один на один с педагогом и ни в коем случае не критиковать его в присутствии ребенка.
— Для того, чтобы домашний ребёнок мог безболезненно включиться в процесс обучения, ему необходим опыт общения с посторонними взрослыми, постарайтесь обеспечить ему условия для общения. Посещайте театр, выставки, принимайте гостей, общайтесь с людьми на улице.
Заключение
Гиперопекаемые «домашние» дети очень часто сталкиваются с трудностями адаптации в новой среде и становятся изгоями в школе. В этой ситуации важнейшую роль вместе с родителями играет и педагог. Учитель должен привлечь ребёнка к учёбе, позволив ему гармонично влиться в коллектив, не бояться, что- либо делать самостоятельно.
Период адаптации к школе может затянуться от двух месяцев до полугода. В течение этого времени ребёнок может неоднократно заявлять, что больше не хочет учиться и не пойдёт в школу. Поэтому необходимо набраться терпения и постараться сделать учёбу для ребёнка желанным ответственным делом. Надо дать почувствовать ребёнку, что он теперь большой и в школе его ждёт много нового и интересного.
ЛЮБИТЕ ДЕТЕЙ!