Подготовил:
Педагог – психолог
Жаплова В.Н.
Кризис – это не только сложности, конфликты и обессиленно вздыхающие в попытках справиться с ребенком родители. При благоприятном (что не означает бесконфликтном!) течении кризис – это возможность выйти на новый уровень развития, приобрести новые интеллектуальные, социальные, эмоциональные навыки; это возможность преодолеть трудности и положить себе в копилку способы их решения.
Это некий переломный момент в развитии личности ребенка, связанный с противоречием между внутренними потребностями ребенка и возможностями, которые предоставляет среда.
Девиз кризиса 7-ми лет: КАКОЙ Я ЕСТЬ? Обычно этот кризис связывают с поступлением ребенка в школу: именно там с ним происходят все важные психологические метаморфозы, а привычная игровая мотивация заменяется на вполне взрослую – познавательную.
В чем суть кризиса 7 лет?
К 6-7 годам ребенок уже ощущает себя личностью, анализирует свое поведение, осознает свои чувства. Это время его социальной адаптации, проверка его способности завоевать уважение других. Ребенок стремиться поменять свой статус на более значимый, в частности, стать школьником.
Выделяется 7 основных признаков кризиса у ребенка:
Негативизм
Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.
Упрямство
В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.
Строптивость
Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.
Своеволие
В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.
Протест
В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.
Обесценивание
В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.
Необходимо отметить, что все эти новообразования в поведении ребенка уйдут вместе с кризисом,оставив после себя:
- -мотивационную готовность к обучению в школе, мотивацию к познанию;
- — трудолюбие;
- — ответственность;
- — умение поддерживать различного рода социальные контакты (со сверстниками, с учителем)
- — самооценку, приближенную к адекватной, основанной на мнении окружающих, а не только на своем лично.
Рекомендации родителям «Как общаться с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет»
- Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
- Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.
- Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых»проблем.
- Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
- Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
- Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
- Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
- Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
- Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет — это возраст почемучек.
- Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении.
- Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки и тогда все усилия пойдут насмарку.
- Подавайте ребенку пример «взрослого»поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
- Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
Важно:
Успешное прохождение кризиса семи лет является залогом формирования познавательной мотивации, а, следовательно, и успешной адаптации ребенка к школе! Без учебной мотивации ребенок, попав в школу, потеряет к ней интерес уже через полгода, поскольку новый портфель успеет надоесть, тетрадки будут все исписаны, карандаши сточены и т. д. Первоклассник запросится обратно домой. Чтобы этого не произошло, дайте ему возможность как следует наиграться в дошкольном возрасте! Обучение необходимо осуществлять только посредством игры! Если сейчас ребенок не наиграется, позже он будет пытаться сделать это в школе в самый неподходящий для этого момент.