Консультация «Поведение детей на улицах и дорогах»

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Мощь новых технологий и технических средств растёт несоизмеримо быстрее, чем способность и умение человека управлять ими и контролировать их взаимодействие на собственную жизнь. Бурное развитие автомобилестроения в контексте формирования новых ценностей общества, резкой интенсификации и технологизации жизненного пространства привело к ситуации, когда созданный человеком высокоскоростной, мощный современный автомобиль, позволяющий экономить время, сжимать пространство, получать удовольствие, одновременно становится самым массовым убийцей нового тысячелетия. Дети и подростки первыми испытывают на себе его действие.


Огромное количество жертв на дорогах вызывает всё большую тревогу общества. Растёт понимание того, что ребёнка следует раньше учить противостоять этой разрушающей силе, оптимально используя все технические достижения цивилизации, грамотно, разумно, ответственно вести себя всюду, где существуют риск и опасности.
Увеличение интенсивности дорожного движения, постоянно большое количество травмированных и погибших, в том числе, как ни печально, и детей, ставят задачу интеграции усилий всех заинтересованных организаций и ведомств в деле предупреждения ДТП. Важное значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.
Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования навыков и привычек. Как известно, безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения ими правил поведения на улице. Взрослого человека в сложной ситуации улицы выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают далеко не в полной мере. Оказавшись в критической ситуации, дошкольники не всегда могут принять правильное решение, тем более, если они слабо знают правила дорожного движения.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка- это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: »Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется — навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Я убеждена, что привить детям навыки безопасного поведения на улице только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению надо учить с позиции пешехода, а не водителя. При этом я считаю, что обращаться к детям следует простым языком, без уменьшительных и ласкающих слух выражений. Здесь моё убеждение подкрепляется выводами психологов о полезности партнёрского общения, которое предполагает беседу взрослого со взрослым.

«Автомобили, история их возникновения»
Программное содержание: учить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».
Методические приёмы: художественное слово, проблемная ситуация, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера.
Материалы к занятию: демонстрационный- карта с пешеходами и маршрутами, два знака, жезл, картинки с изображением старинных автомобилей, книга; практический-картинки для игры «Найди пару».
Предварительная работа: беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание дорожных знаков.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, что мы с вами делаем в нашем автоклассе? (Ответы детей).
А сегодня я вам предлагаю отправиться на поиски клада. Пойдём по одной из улиц нашего города. Пойдём пешком и будем кем?
Дети: Пешеходами.
В-ль: По какой части дороги надо идти пешеходам? (По тротуару).
По какой стороне тротуара нужно идти?  (По правой стороне).
Физминутка «Вот идёт пешеход»
Вот идёт пешеход _ раз, два, три.
Как он знает правила — посмотри!
Красный свет — дороги нет,
Стой и жди!
Жёлтый свет горит в окошке,
Подождём ещё немножко!
А зелёный впереди — иди!
В-ль: Вместе с нами идут и другие пешеходы. Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос-«Кто из пешеходов ведёт себя неправильно?»
Почему?
А кто воспитанный пешеход?
Помогите перейти через дорогу. (Дети проводят персонаж и проговаривают маршрут и действия пешехода).
А есть ли ещё другие маршруты?
Какой путь самый безопасный? Почему?
Молодцы, ребята! И мы с вами получаем первый конверт.
Двигаемся дальше, мы видим два заколдованных знака. (Предупреждающий и указательный «Пешеходный переход»).
Назовите эти знаки. Чем они отличаются?
Чем они похожи?
Где располагаются?
Как вы думаете, на оба знака можно переходить через дорогу?
Дети: Предупреждающий знак для водителей и он ставится чуть подальше от пешеходного перехода, чтобы водитель смог сбавить скорость. А переходим дорогу только там, где стоит указательный знак.
В-ль: Молодцы! Я думаю вы заслужили ещё один конверт. А вот, чтобы получить третий конверт, я предлагаю поиграть в игру «Найди пару».
(Детям раздаются картинки, под музыку они двигаются по автоклассу. По окончании музыки они должны собраться парами — дорожная ситуация и к ней дорожный знак. В конце дети получают ещё один конверт).
В-ль: Ну вот нам осталось получить последний конверт. Но прежде ответьте мне на вопрос:- «Кто главный на дороге?» (Светофор). А если светофор сломался, то кто приходит на помощь?  (Регулировщик).
У регулировщика тоже есть сигналы, которые надо научиться читать. Даёт сигналы он с помощью жезла. Если регулировщик поднял жезл вверх, то это значит: — «Жди!» и соответствует жёлтому сигналу светофора.
Если регулировщик стоит к вам лицом, то он говорит: «Стой!» — это соответствует красному сигналу светофора.
Регулировщик встал к вам боком, то он говорит: «Иди!». Это зелёный сигнал светофора. Запомнили? А сейчас я вам предлагаю поиграть. Кто-то из детей будет регулировщиком и будет показывать сигналы, а все остальные — соответствующие сигналы светофора. (Дети играют, а в конце получают ещё один конверт).
В-ль: Посмотрите, здесь книга. Только у неё пустые страницы. Странно. А я, кажется догадалась. Нам с вами надо содержимое наших конвертов разложить в пустые страницы. (Дети выполняют.)
В-ль: Какая красивая получилась книга! Давайте прочитаем как она называется.
«ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ»
Хотите её рассмотреть? (В-ль рассказывает и показывает картинки из книги).
Сначала изобрели колесо, затем приладили телегу и стали перевозить грузы. Потом решили ездить на ней сами, но было неудобно. (Картинка телеги).
Так появилась карета, которая защищала пассажиров от ветра, дождя и снега, а ещё там появились рессоры — специальные пружины, благодаря которым пассажиры не подскакивали на каждой кочке. (Картинка кареты). А у нас в Казани вы видели карету? Да она стоит на улице Баумана.
А потом в Париже Куньо изобрёл паровую машину, которая ехала только пока вода в котле оставалась горячей. Вода остывала и машина останавливалась. Водитель выходил из машины и снова разводил под котлом огонь. Это было не только неудобно, но ещё и опасно. (Картинка паровой машины).
А затем появилась первая машина с бензиновым двигателем. Изобрёл её Бенц в Германии. (Картинка машины). Она стала видоизменяться, усовершенствоваться пока не превратилась в машину, которые ездят сейчас по нашим дорогам.
Какой замечательный клад мы с вами сегодня нашли, правда, ребята? Эту книгу мы обязательно оставим у себя и будем её рассматривать!

Оставьте комментарий

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять