Конспект
занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
в старшей группе
компенсирующей направленности «Дюймовочка – 1»
Тема: «Осень. Названия деревьев».
Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.
- Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
- Закрепить умение образовывать и употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных.
- Развитие внимания, мышления, воображения.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие общей и мелкой моторики, массаж пальцев рук.
- Формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением деревьев; листья деревьев (береза, тополь, дуб, осина, клен, ива, рябина); игрушечный медвежонок; аудиозаписи; сосновые шишки; карточки «4-й лишний».
Словарь по теме
Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.
Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.
Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять.
Ход занятия
Вступительная часть
- Организационный момент:
Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.
— Я предлагаю отправиться в лес:
Вот полянка, а вокруг широким жестом развести руки в стороны
Липы выстроились в круг.
Липы кронами шумят, руки вверх, покачать ими из стороны в сторону
Ветры в их листве гудят.
Вниз верхушки пригибают наклонившись вперёд, покачать
И качают их, качают. туловищем из стороны в сторону
— Дети, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Летом лес был зеленый. А теперь березки и клены желтые. Осины и рябинки красные. Между ними елочки зеленеют. Налетел ветер. Закружились листья в воздухе, словно бабочки. (Дети сдувают листья деревьев с ладоней). Потом тихо-тихо на землю опускаются. (Дети изображают падающие листья).
— В каком лесу мы сейчас с вами побывали?
— Какого цвета лес был летом?
— Какого цвета стали березки и клены осенью?
— Какого цвета стали осины и рябины осенью?
— Какие деревья не изменили своего цвета?
— Как кружатся листья в воздухе?
— Молодцы! А сейчас тихонько присядьте на стульчики, только будьте внимательны, найдите стульчики с листочками, которые у вас были в начале занятия.
Основная часть
- Образование относительных прилагательных.
Стук в дверь.
— Дети, сегодня к нам в детский сад пришел гость — лесной житель: МЕДВЕЖОНОК. Он пришел к нам с подарками. Гуляя по осеннему лесу, он собирал опавшие листья. Давайте определим, листья каких деревьев подарил нам МЕДВЕЖОНОК.
Игра «Какие листья?»:
— Посмотрите, у меня лист клена — кленовый лист. А у вас?
— А у меня лист березы — березовый.
— А у меня лист осины — осиновый.
— А у меня лист рябины — рябиновый и т.д.
— Дети, вы догадались, в каком лесу живет МЕДВЕЖОНОК? (В лиственном лесу).
— Назовите лиственные деревья, которые вы знаете. (Дети называют деревья, после чего на доске вывешиваются картинки с их изображением).
— А теперь давайте соберём мишке осенний букет:
Раз, два, три, четыре, пять — отгибать пальчики
Будем листья собирать. кулачки сжимать и разжимать
Листья берёзы, листья рябины, загибать пальчики
Листики тополя, листья осины. изобразить фонарики
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет принесём.
— А какой еще бывает лес? (Хвойный). Назовите хвойные деревья, которые вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением ели, сосны).
- Игра «Продолжи предложение» (Дифференциация понятий «Хвойные»-«Лиственные» деревья).
— Дети, МЕДВЕЖОНОК очень хочет поиграть с вами в игру «Продолжи предложение».
— Осенью сбрасывают листья березы, … А еще какие деревья? (Клены, тополя, ивы, дубы).
— Всю зиму остаются зелеными сосны, … А еще какие деревья? (Пихты, ели, кедры).
Молодцы!
- Игра «Какие бывают леса?» (Образование относительных прилагательных).
Вновь играет тихая, спокойная музыка.
— Дети, у нас снова подул осенний ветерок, мы все превратились в листочки. Все закройте глазки и представьте, что ветерок нас закружил, приподнял, и мы летим над землей.
— Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут дубы, клены, осины, значит, какой это лес? (Лиственный лес).
— Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут сосны и ели, значит, какой это лес? (Хвойный лес).
— А теперь мы видим лес, в котором растут ели, березы и дубы, значит, какой это лес? (Смешанный лес).
— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут дубы, значит, как называется эта роща? (Дубовая роща).
— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут березы, значит, как называется эта роща? (Березовая роща).
— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут осины, значит, как называется это роща? (Осиновая роща).
— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут ивы, значит, как называется эта роща? (Ивовая роща).
— А если в роще растут клены, то значит, как называется эта роща? (Кленовая роща).
— Очень долго продолжался наш полет. И вот, мы вновь оказались на нашей лесной полянке.
- Динамическая пауза.
Осенние листья тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
- Закрепление значения слов, обозначающих части деревьев. (Употребление формы родительного падежа существительных).
Игра «У чего есть…»:
— Дети, давайте вспомним, у чего есть…
— Ствол? (У березы, тополя, осины, …)
— Крона? …
— Листья? …
— Хвоя? …
— Кора? …
— Корень? …
Заключительная часть
- Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
— Дети, мы очень много сегодня говорили о деревьях, а что еще растет в лесу? (Грибы, цветы, ягоды).
— Какие вы знаете лесные ягоды? (Брусника, малина, клубника, черника, смородина, клюква).
— А что можно приготовить из них? (Можно сварить варенье).
— Давайте сварим и угостим вареньем МЕДВЕЖОНКА, ведь он сладкоежка.
— Я сварю варенье из брусники — брусничное варенье. А вы?
— Я сварю малиновое варенье.
— Я сварю клубничное варенье и т.д.
— Дети, МЕДВЕЖОНОК очень доволен! В подарок он принес вам сосновые шишки, давайте с ними поиграем.
- Пальчиковая гимнастика.
Детям раздаются шишки. Дети катают их между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!
- Развитие внимания, мышления.
— Дети, наш МЕДВЕЖОНОК совсем запутался, давайте ему поможем определить, что лишнее и почему?
Предлагаются карточки с картинками «4-й лишний»: «ромашка, роза, тюльпан, сосна»; «дуб, ель, береза, тополь».
— А теперь МЕДВЕЖОНОК решил поиграть с вами. Найдите ошибки в его высказываниях и исправьте их:
— На клене желтеют березовые листья.
— На березе краснеют и опадают листья.
— Когда идет дождь, на улице сухо.
— С ели опадают желтые листья.
— Молодцы! МЕДВЕЖОНОК благодарит вас, дети. Он прощается с вами, ему пора возвращаться в лес. Давайте скажем хором: ДО СВИДАНИЯ!
- Итог занятия.