Тема: «Осень. Названия деревьев».

Конспект
занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
в старшей группе
компенсирующей направленности «Дюймовочка – 1» 

Тема: «Осень. Названия деревьев».

Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.

Цели.

  1. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
  2. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных.
  3. Развитие внимания, мышления, воображения.
  4. Развитие речевого дыхания.
  5. Развитие общей и мелкой моторики, массаж пальцев рук.
  6. Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением деревьев; листья деревьев (береза, тополь, дуб, осина, клен, ива, рябина); игрушечный медвежонок; аудиозаписи; сосновые шишки; карточки «4-й лишний».

Словарь по теме

Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.

Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.

Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять. 

Ход занятия

Вступительная часть

  1. Организационный момент:

Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.

— Я предлагаю отправиться в лес:

Вот полянка, а вокруг            широким жестом развести руки в стороны

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,   руки вверх, покачать ими из стороны в сторону

Ветры в их листве гудят.

Вниз верхушки пригибают     наклонившись вперёд, покачать

И качают их, качают.              туловищем из стороны в сторону

 

— Дети, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Летом лес был зеленый. А теперь березки и клены желтые. Осины и рябинки красные. Между ними елочки зеленеют. Налетел ветер. Закружились листья в воздухе, словно бабочки. (Дети сдувают листья деревьев с ладоней). Потом тихо-тихо на землю опускаются. (Дети изображают падающие листья).

— В каком лесу мы сейчас с вами побывали?

— Какого цвета лес был летом?

— Какого цвета стали березки и клены осенью?

— Какого цвета стали осины и рябины осенью?

— Какие деревья не изменили своего цвета?

— Как кружатся листья в воздухе?

— Молодцы! А сейчас тихонько присядьте на стульчики, только будьте внимательны, найдите стульчики с листочками, которые у вас были в начале занятия.

Основная часть

  1. Образование относительных прилагательных.

Стук в дверь.

— Дети, сегодня к нам в детский сад пришел гость — лесной житель: МЕДВЕЖОНОК. Он пришел к нам с подарками. Гуляя по осеннему лесу, он собирал опавшие листья. Давайте определим, листья каких деревьев подарил нам МЕДВЕЖОНОК.

Игра «Какие листья?»:

— Посмотрите, у меня лист клена — кленовый лист. А у вас?

— А у меня лист березы — березовый.

— А у меня лист осины — осиновый.

— А у меня лист рябины — рябиновый и т.д.

— Дети, вы догадались, в каком лесу живет МЕДВЕЖОНОК? (В лиственном лесу).

— Назовите лиственные деревья, которые вы знаете. (Дети называют деревья, после чего на доске вывешиваются картинки с их изображением).

— А теперь давайте соберём мишке осенний букет:

Раз, два, три, четыре, пять —          отгибать пальчики

Будем листья собирать.                 кулачки сжимать и разжимать

Листья берёзы, листья рябины,   загибать пальчики

Листики тополя, листья осины.   изобразить фонарики

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

— А какой еще бывает лес? (Хвойный). Назовите хвойные деревья, которые вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением ели, сосны).

  1. Игра «Продолжи предложение» (Дифференциация понятий «Хвойные»-«Лиственные» деревья).

— Дети, МЕДВЕЖОНОК очень хочет поиграть с вами в игру «Продолжи предложение».

— Осенью сбрасывают листья березы, … А еще какие деревья? (Клены, тополя, ивы, дубы).

— Всю зиму остаются зелеными сосны, … А еще какие деревья? (Пихты, ели, кедры).

Молодцы!

  1. Игра «Какие бывают леса?» (Образование относительных прилагательных).

Вновь играет тихая, спокойная музыка.

— Дети, у нас снова подул осенний ветерок, мы все превратились в листочки. Все закройте глазки и представьте, что ветерок нас закружил, приподнял, и мы летим над землей.

— Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут дубы, клены, осины, значит, какой это лес? (Лиственный лес).

— Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут сосны и ели, значит, какой это лес? (Хвойный лес).

— А теперь мы видим лес, в котором растут ели, березы и дубы, значит, какой это лес? (Смешанный лес).

— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут дубы, значит, как называется эта роща? (Дубовая роща).

— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут березы, значит, как называется эта роща? (Березовая роща).

— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут осины, значит, как называется это роща? (Осиновая роща).

— А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут ивы, значит, как называется эта роща? (Ивовая роща).

— А если в роще растут клены, то значит, как называется эта роща? (Кленовая роща).

— Очень долго продолжался наш полет. И вот, мы вновь оказались на нашей лесной полянке.

  1. Динамическая пауза.

Осенние листья тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

  1. Закрепление значения слов, обозначающих части деревьев. (Употребление формы родительного падежа существительных).

Игра «У чего есть…»:

— Дети, давайте вспомним, у чего есть…

— Ствол? (У березы, тополя, осины, …)

— Крона? …

— Листья? …

— Хвоя? …

— Кора? …

— Корень? …

Заключительная часть

  1. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

— Дети, мы очень много сегодня говорили о деревьях, а что еще растет в лесу? (Грибы, цветы, ягоды).

— Какие вы знаете лесные ягоды? (Брусника, малина, клубника, черника, смородина, клюква).

— А что можно приготовить из них? (Можно сварить варенье).

— Давайте сварим и угостим вареньем МЕДВЕЖОНКА, ведь он сладкоежка.

— Я сварю варенье из брусники — брусничное варенье. А вы?

— Я сварю малиновое варенье.

— Я сварю клубничное варенье и т.д.

— Дети, МЕДВЕЖОНОК очень доволен! В подарок он принес вам сосновые шишки, давайте с ними поиграем.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Детям раздаются шишки. Дети катают их между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

  1. Развитие внимания, мышления.

— Дети, наш МЕДВЕЖОНОК совсем запутался, давайте ему поможем определить, что лишнее и почему?

Предлагаются карточки с картинками «4-й лишний»: «ромашка, роза, тюльпан, сосна»; «дуб, ель, береза, тополь».

— А теперь МЕДВЕЖОНОК решил поиграть с вами. Найдите ошибки в его высказываниях и исправьте их:

— На клене желтеют березовые листья.

— На березе краснеют и опадают листья.

— Когда идет дождь, на улице сухо.

— С ели опадают желтые листья.

— Молодцы! МЕДВЕЖОНОК благодарит вас, дети. Он прощается с вами, ему пора возвращаться в лес. Давайте скажем хором: ДО СВИДАНИЯ!

  1. Итог занятия.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять