МАСТЕР – КЛАСС  для педагогов в ДОУ

Тема: «Путешествие в мир природы по экологической тропе»или
«Знакомьтесь, экологическая тропа!» 

 Старший воспитатель: Жаплова В.Н. 
                                                    2018г. 

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Здравствуйте, уважаемые члены жюри!

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Я рада видеть вас на нашей встрече.

А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно!

Для начала я предлагаю Вам стать ближе друг к другу.

Игра «Близкие люди»

Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют.

Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми).

Музыка.

Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие берутся за руки и сужают круг.

Музыка.

Ведущий свистит в свисток – играющие размыкают круг, и расходятся по залу в хаотичном порядке, поворачиваются к зрителям и машут руками.

 

Педагог:Вам стало теплее, веселее, комфортнее? А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои рабочие места — за стол.

На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.

1.Знакомство с темой работы:

Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода.

Значение проектного метода:

Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. 

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и

Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников 

Проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности ребенка;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у детей исследовательские умения;
  • вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.
  1. Проблема:как можно в наших условиях (на территории детского сада) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?

Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию  ДОУ.

Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.

3.Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

Экологическая тропа– это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством

 

формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

Основные задачи  экологической тропы:

  1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
  2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
  3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
  4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

— Функции экологической тропы.

В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:

  • познавательную,
  • развивающую,
  • эстетическую,
  • оздоровительную функции.

— Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:

  1. на территории ДОУ,
  2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),
  3. в здании ДОУ.

— Занятия на экологической тропе.

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ — «От рождения до школы» и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию С.Н Николаева «Юный эколог», «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

— Основные критерии выбора маршрута  и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенкаобъектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.

— Формы работы на экологической тропинке (тропе):

  1. ролевые и имитационные экологические игры,
  2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
  3. проведение экологических опытов,
  4. экологические практикумы,
  5. ситуации эстетического восприятия природы,
  6. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.

— Этапы создания и оформления экологической тропы:

  1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
  3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
  4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
  5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?

4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.

Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы на одном из участков детского сада.

Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объектов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали.

Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.

Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.

Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…

5.Вопросы к педагогам:

  1. Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
  2. Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?

6.Заключительная часть.

Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

  1. это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
  2. один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
  3. это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
  4. на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;
  5. здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

 

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!…

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

Спасибо за ваше участие и за внимание!

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять