Воспитатель: Путырская Надежда Анатольевна
Программное содержание: Познакомить детей с обычаями гостеприимства, жизнью казаков, их обычаями родного казачьего края, расширять словарный запас детей за счёт слов: рушник, хусточка, половик, гончар. Учить уместно использовать народный фольклор. Воспитывать любовь к родному краю.
Ход:
Влетает сорока.
Сорока: Телеграмма, телеграмма, как мне найти детей средней группы?
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в телеграмме: «Приглашаем на новоселье. Казак и казачка»
Дети, а вы знаете что такое новоселье?
(Это когда люди переселяются в новое жильё)
Новоселье – это всегда праздник, а людей, переселившихся на новое место называют новосёлами. Они приглашают к себе гостей веселиться, готовят угощения. Ребята,а мы с вами идём в гости? (Идём)
Входит бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте бабушка! А куда вы идёте?
Бабушка: Пригласили меня на новоселье, я подарки взяла: горшок с живым огнём из печи отца молодого хозяина, чтобы в доме всегда был огонёк, чтоб было тепло и светло. Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб он охранял покой молодой семьи. Эту скатерть постелю на праздничный стол, а икону поставлю в красный угол. Да вот только стара я стала, тяжело нести.
Воспитатель: Ребята, а ведь мы без подарков идём в гости! Как же нам быть? Что можно подарить для дома, чтобы он был уютным и красивым?
На окошке что висит?
Украшая внешний вид? (занавески)
Мы помыли руки дружно,
Чем их вытереть нам нужно? (полотенцем)
— А как называется полотенца у казаков? (рушник)
— А каким был рушник? (красивым)
— А почему был красивым? (потому что украшали вышивкой)
— А что ещё украшали вышивкой? (занавески, скатерти, праздничную одежду, хусточки)
— Какие цвета использовали? (красный, чёрный)
— Как сделать, чтобы полы были тёплыми? (постелить половики)
— Из чего делали половицы? (из лоскутков)
— А без чего не обойтись на чаепитии? (без чашек)
— Из чего делали чашки? (из глины)
-А кто делал глиняные чашки? (гончар)
— А что гончар ещё делал из глины? (посуду, игрушки)
— Без чего в хате не обойтись? (без печки)
— Чем украшали печку? (росписью)
— Какие узоры использовали? (цветы, листья)
— А давайте ненадолго превратимся в ремесленников и изготовим необходимые для дома изделия, а потом подарим их. Ребята, вы перед выбором, кто кем хочет стать? Что будите делать? Рассаживайтесь по местам и приступайте к работе. (на столах шаблоны рушников, разделочных досок, посуды, половиков , акварельные краски, кисти. Дети рисуют за столами)
Воспитатель: Как красиво! Теперь можно идти на новоселье! ( Берут подарки,подходят к хате)
— Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Заждались мы вас!
Здравствуй, бабушка! Проходите в дом!
(Первая заходит бабушка, в четыре стороны машет развёрнутой скатертью и приглашает домового, чтоб охранял покой и счастье молодой семье. Высыпает угли и несёт икону в красный угол.)
Казак: Жена, запускай в новый дом дитятко! Для него дом строили – ему и хозяином быть.
Бабушка: Вот вам кот усатый, чтоб не было нечистой силы.
А вот вам, петушок, чтоб был в доме достаток. (хозяева благодарят)
Казачка: Отведайте гости дорогие хлеб с солью ( выносит каравай)
Воспитатель: Спасибо.
Казачка: Ради наших гостей заведём весёлый хоровод.
Исполняют хоровод с детьми «К нам гости пришли».
Казак: Есть такая пословица: «Сделал дело – гуляй смело» так давайте поиграем.
Игра «Ручеёк».
Казачка: А сейчас всех приглашаем к столу.
Воспитатель: Какие гостеприимные хозяева! Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Дети: А ещё говорят:
- Гостю почёт – хозяину честь.
- Напои, накорми, а потом спрашивай.
- Без соли, без хлеба худая беседа.
- Гостю в переднем углу место.
- Без соли и хлеба – стол кривой.
Воспитатель: Понравилось вам в гостях? Но пора нам уходить. Есть ещё и такая пословица: «Пора и честь знать». (благодарят, прощаются)