Экологическая тропа

Разработала воспитатель 1 категории
Путырская Н.А.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у неё пониманию свойственных ей явлений и законов, созвучий и ритмов и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.

Для организации работы на экологической тропе нами разработан специальный « Паспорт  экологической тропы». Паспорт содержит цели и задачи экологической тропы, формы и методы работы с детьми на экологической тропе, картосхему тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам с фотографиями.

Цели и задачи:

— воспитывать у детей охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;

-стремление  к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

— стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде;

— формировать у детей образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения её образов;

— умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать умозаключения, предвидеть   возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия и поступки;

— представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;

— позитивное: бережное отношение (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное ( хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.

— развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

— представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Краснодарском крае, о Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.

Формы и методы работы:

  • — экологические беседы;
  • — наблюдения в природе;
  • — уроки доброты;
  • — экскурсии в природу;
  • — целевые прогулки;
  • — КВН, викторины;
  • — познавательные утренники;
  • — экологические конкурсы;
  • — экологические акции;
  •  — решение экологических ситуативных задач;
  • — чтение художественной литературы;
  • — ситуации морального выбора;
  • — детские проекты;
  • — обсуждение и проигрывание ситуаций.

План  экологической тропы  МБДОУ ЦРР детский сад №21

Условные обозначения.

  1. Хозяин тропы
  2. Цветущие клумбы
  3. Альпийская горка
  4. Молодой сад
  5. Малинник
  6. Кустарники туи
  7. Биоогород
  8. Фитоуголок
  9. Семья диких лебедей
  10. У медведя во бору
  11. Удивительные цветы или островки первоцветов
  12. Рябиновая аллея
  13. Одинокая пихта
  14. Уголок луга или нетронутой природы
  15. У сказочного мостика
  16. Озерцо царевны лягушки
  17. В гостях у дельфина
  18. Птичья столовая
  19. У Кубанского подворья
  20. Берёзовая аллея
  21. Молодая липка
  22. Скворечник
  23. Полянка трёх медведей
  24. Плакучая ива                           
  25. Уголок леса
  26. Старый пень
  27. Вечноцветущий пень
  28. Кленовая аллея

                               

Альпийская горка

Устройство альпийской горки, разнообразие используемых камней.  Растения, пригодные для выращивания в альпинарии, их особенности. Уход за растениями (прополка, полив, подкормка, борьба с вредителями, защита растений от зимних холодов). Камни: виды, размеры, и их образование в природе. Камни как объект скопления различных насекомых.          

Цветущие клумбы.

Один из любимых объектов всех детей детского сада – цветущие клумбы. Они привораживают  взгляд своим разнообразием и великолепием. .дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их.

Молодая  липка

Липы – всем известные и нужные деревья! Липа – это гордость нашего сада! Липа – неприхотливое, красивое во все времена года дерево, соцветия липы полезны и для детей и для взрослых.

Биоогород

Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещённом пространстве. На нём произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде выращиваются быстро растущие, рано созревающие овощи и пряности, которые мы употребляем в пищу: лук, горох, бобы, редис, огурцы, салат, петрушка, укроп, салат.

СКВОРЕЧНИК 

Дети наблюдают за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда, до появления птенцов.

Птичья столовая.

Циклические наблюдения за птицами. Помощь птицам, подкормка их в зимний период. Польза пернатых друзей и их охрана.

Молодой   сад 

Здесь мы проводим наблюдения за молодым фруктовым садом. В течении всего года дети следят за изменениями в жизни деревьев, ухаживают за ними. Учатся различать деревья по внешнему виду, плодам, цветению. В саду растут вишни, сливы, абрикосы,

                                                                                                                            

Малинник.

Начиная с ранней весны и до поздней осени проводим наблюдения с детьми за малинником. Весной трудимся, убирая старые, прошлогодние побеги, оберегаем молодые. Летом собираем малину для компотов и варенья. Знакомим детей с полезными свойствами  малины.  

Удивительные цветы или островки первоцветов.

Знакомстсво с растениями из Красной книги: ландышем, пролесками, фиалкой, цветами-барометрами, цветами-часами, донником, цикорием, одуванчиком. Наблюдение за изменением погоды, предсказанным растениями, уход за ними. Правила поведения в природе, охрана редких растений. 

Одинокая  сосна

Самшит

Фитоуголок.

      На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) мы выращиваем мяту, душицу, мать-и-мачеху, подорожник, одуванчик, тысячелистник обыкновенный. Знакомим детей с лекарственными растениями, проводим сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а так же  с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Одинокая   пихта

В течении года дети наблюдают за пихтой, отмечают её изменения в росте и внешнем виде. Дети очень любят это дерево за необыкновенную красоту и неповторимость. А так же ухаживают за ней.  Знакомим детей с полезными свойствами пихты, учим узнавать по запаху.

Цветущие  деревья

Плакучая  ива

Наблюдения за красавицей ивой поднимают радостное настроение у детей, знакомят с особенностями строения дерева (ствол, ветви, листья, кора); с сезонными изменениями ( листопад, как дерево готовится к зиме, почему нет листьев зимой, почки, цветение, молодые листочки, семена). Проводим наблюдение за насекомыми, обитающими рядом с ивой.

В гостях у дельфина

Дети с большим интересом наблюдают за состоянием искусственного бассейна с дельфином, знакомятся с жизнью и образом жизни дельфинов.

У  сказочного  мостика

 Излюбленное место всей детворы детского сада. Здесь мы любуемся красотой родной природы, проводим театрализованные представления и встречи со сказочными героями.

Кустарники туи.

Красивые раскидистые туи привлекают детей своей загадочностью. Кажется, что под каждой веточкой притаилась птица или спрятался ёжик, в таких местах дети очень остро воспринимают  интерес к окружающему миру природы. 

У Кубанского  подворья

 Здесь мы знакомим детей с колоритом Кубанского быта, с его обычаями и традициями.

Семья  диких лебедей.  

Красивая композиция диких лебедей настраивает детей на  поэтическое настроение, эмоциональное и гармоничное развитие

Озерцо царевны-лягушки

Знакомство детей с водным миром: водой, мелкими водными насекомыми – водомерками на поверхности воды, лягушками, улитками, карасями, пескарями, уткой, гусем. Знакомим с растениями , растущими вокруг водоёма, ряской. Наблюдаем за поведением рыб, ухаживаем за обитателями водоёма. Водоём как экосистема.

Вечноцветущий пень

Вечноцветущий пень всегда поднимает настроение, напоминая даже в морозы о тёплых летних деньках. 

В гостях у трёх медведей.

В этом живописном уголке детского сада расположилась весёлая семья трёх медведей. Вместе с детьми мы любим этот уголок отдыха, часто собираемся у него, читаем сказки, играем в различные игры, драмматизируем.

Уголок луга или не тронутой  природы.

Наблюдение за многими видами сорных и других растений: подорожник, лапчатка гусиная, клевер ползучий, осот, щавель конский, тысячелистник, василёк, пижма.

ГНЕЗДО  АИСТОВ.

ПТИЧЬЯ  СТОЛОВАЯ.

СТАРЫЙ  ПЕНЬ.

   История возникновения пня. Рассматривание его поверхности с помощью лупы, определение возраста дерева по кольцам на спиле.   Пень – убежище для насекомых.

У  МЕДВЕДЯ ВО БОРУ.

Медведь – символ всех русских народных сказок. Дети с удовольствием посещают любимое место детского сада, где проводятся различные игры, конкурсы, развлечения. Дети поют песни, читают стихи и потешки, танцуют.

Уголок леса.

Стилизованный уголок леса привлекает детей для совместных игр, помогает лучше представить лесную полянку, неприсущую в наших климатических и географических условиях.

Цапля в камышах.

Помочь детям познакомиться с речными просторами, помогает композиция цапли. С её помощью мы знакомим детей с природой водоёмов не выходя за территорию детского сада

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять