Разработала воспитатель 1 категории
Путырская Н.А.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у неё пониманию свойственных ей явлений и законов, созвучий и ритмов и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.
Для организации работы на экологической тропе нами разработан специальный « Паспорт экологической тропы». Паспорт содержит цели и задачи экологической тропы, формы и методы работы с детьми на экологической тропе, картосхему тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам с фотографиями.
Цели и задачи:
— воспитывать у детей охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;
-стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
— стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде;
— формировать у детей образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения её образов;
— умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать умозаключения, предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия и поступки;
— представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;
— позитивное: бережное отношение (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное ( хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.
— развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
— представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Краснодарском крае, о Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
Формы и методы работы:
- — экологические беседы;
- — наблюдения в природе;
- — уроки доброты;
- — экскурсии в природу;
- — целевые прогулки;
- — КВН, викторины;
- — познавательные утренники;
- — экологические конкурсы;
- — экологические акции;
- — решение экологических ситуативных задач;
- — чтение художественной литературы;
- — ситуации морального выбора;
- — детские проекты;
- — обсуждение и проигрывание ситуаций.
План экологической тропы МБДОУ ЦРР детский сад №21
Условные обозначения.
- Хозяин тропы
- Цветущие клумбы
- Альпийская горка
- Молодой сад
- Малинник
- Кустарники туи
- Биоогород
- Фитоуголок
- Семья диких лебедей
- У медведя во бору
- Удивительные цветы или островки первоцветов
- Рябиновая аллея
- Одинокая пихта
- Уголок луга или нетронутой природы
- У сказочного мостика
- Озерцо царевны лягушки
- В гостях у дельфина
- Птичья столовая
- У Кубанского подворья
- Берёзовая аллея
- Молодая липка
- Скворечник
- Полянка трёх медведей
- Плакучая ива
- Уголок леса
- Старый пень
- Вечноцветущий пень
- Кленовая аллея
Альпийская горка
Устройство альпийской горки, разнообразие используемых камней. Растения, пригодные для выращивания в альпинарии, их особенности. Уход за растениями (прополка, полив, подкормка, борьба с вредителями, защита растений от зимних холодов). Камни: виды, размеры, и их образование в природе. Камни как объект скопления различных насекомых.
Один из любимых объектов всех детей детского сада – цветущие клумбы. Они привораживают взгляд своим разнообразием и великолепием. .дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их.
Молодая липка
Липы – всем известные и нужные деревья! Липа – это гордость нашего сада! Липа – неприхотливое, красивое во все времена года дерево, соцветия липы полезны и для детей и для взрослых.
Биоогород
Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещённом пространстве. На нём произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде выращиваются быстро растущие, рано созревающие овощи и пряности, которые мы употребляем в пищу: лук, горох, бобы, редис, огурцы, салат, петрушка, укроп, салат.
СКВОРЕЧНИК
Дети наблюдают за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда, до появления птенцов.
Птичья столовая.
Циклические наблюдения за птицами. Помощь птицам, подкормка их в зимний период. Польза пернатых друзей и их охрана.
Молодой сад
Здесь мы проводим наблюдения за молодым фруктовым садом. В течении всего года дети следят за изменениями в жизни деревьев, ухаживают за ними. Учатся различать деревья по внешнему виду, плодам, цветению. В саду растут вишни, сливы, абрикосы,
Малинник.
Начиная с ранней весны и до поздней осени проводим наблюдения с детьми за малинником. Весной трудимся, убирая старые, прошлогодние побеги, оберегаем молодые. Летом собираем малину для компотов и варенья. Знакомим детей с полезными свойствами малины.
Удивительные цветы или островки первоцветов.
Знакомстсво с растениями из Красной книги: ландышем, пролесками, фиалкой, цветами-барометрами, цветами-часами, донником, цикорием, одуванчиком. Наблюдение за изменением погоды, предсказанным растениями, уход за ними. Правила поведения в природе, охрана редких растений.
Одинокая сосна
Самшит
Фитоуголок.
На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) мы выращиваем мяту, душицу, мать-и-мачеху, подорожник, одуванчик, тысячелистник обыкновенный. Знакомим детей с лекарственными растениями, проводим сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а так же с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Одинокая пихта
В течении года дети наблюдают за пихтой, отмечают её изменения в росте и внешнем виде. Дети очень любят это дерево за необыкновенную красоту и неповторимость. А так же ухаживают за ней. Знакомим детей с полезными свойствами пихты, учим узнавать по запаху.
Цветущие деревья
Плакучая ива
Наблюдения за красавицей ивой поднимают радостное настроение у детей, знакомят с особенностями строения дерева (ствол, ветви, листья, кора); с сезонными изменениями ( листопад, как дерево готовится к зиме, почему нет листьев зимой, почки, цветение, молодые листочки, семена). Проводим наблюдение за насекомыми, обитающими рядом с ивой.
В гостях у дельфина
Дети с большим интересом наблюдают за состоянием искусственного бассейна с дельфином, знакомятся с жизнью и образом жизни дельфинов.
У сказочного мостика
Излюбленное место всей детворы детского сада. Здесь мы любуемся красотой родной природы, проводим театрализованные представления и встречи со сказочными героями.
Кустарники туи.
Красивые раскидистые туи привлекают детей своей загадочностью. Кажется, что под каждой веточкой притаилась птица или спрятался ёжик, в таких местах дети очень остро воспринимают интерес к окружающему миру природы.
У Кубанского подворья
Здесь мы знакомим детей с колоритом Кубанского быта, с его обычаями и традициями.
Семья диких лебедей.
Красивая композиция диких лебедей настраивает детей на поэтическое настроение, эмоциональное и гармоничное развитие
Озерцо царевны-лягушки
Знакомство детей с водным миром: водой, мелкими водными насекомыми – водомерками на поверхности воды, лягушками, улитками, карасями, пескарями, уткой, гусем. Знакомим с растениями , растущими вокруг водоёма, ряской. Наблюдаем за поведением рыб, ухаживаем за обитателями водоёма. Водоём как экосистема.
Вечноцветущий пень
Вечноцветущий пень всегда поднимает настроение, напоминая даже в морозы о тёплых летних деньках.
В гостях у трёх медведей.
В этом живописном уголке детского сада расположилась весёлая семья трёх медведей. Вместе с детьми мы любим этот уголок отдыха, часто собираемся у него, читаем сказки, играем в различные игры, драмматизируем.
Уголок луга или не тронутой природы.
Наблюдение за многими видами сорных и других растений: подорожник, лапчатка гусиная, клевер ползучий, осот, щавель конский, тысячелистник, василёк, пижма.
ГНЕЗДО АИСТОВ.
ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ.
СТАРЫЙ ПЕНЬ.
История возникновения пня. Рассматривание его поверхности с помощью лупы, определение возраста дерева по кольцам на спиле. Пень – убежище для насекомых.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ.
Медведь – символ всех русских народных сказок. Дети с удовольствием посещают любимое место детского сада, где проводятся различные игры, конкурсы, развлечения. Дети поют песни, читают стихи и потешки, танцуют.
Уголок леса.
Стилизованный уголок леса привлекает детей для совместных игр, помогает лучше представить лесную полянку, неприсущую в наших климатических и географических условиях.
Цапля в камышах.
Помочь детям познакомиться с речными просторами, помогает композиция цапли. С её помощью мы знакомим детей с природой водоёмов не выходя за территорию детского сада