Семинар-практикум
«Моделирование связной речи у детей
приёмами мнемотехники»
Послушай — и ты узнаешь,
Посмотри — и ты поймешь,
Сделай — и ты научишься.
Цель:
- реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники;
- оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;
- обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
Структура:
- Постановка проблемы (цели, задач);
- Презентация «Использование мнемотехники и моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста»
- Основные направления опыта работы;
- Практикум. Обмен идеями.
- Рефлексия.
1. Постановка проблемы.
Мнемоника (греч.- искусство запоминания)
(мнемотехника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.
Мнемотехника — система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.
Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложенная определенная информация.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:
- запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;
- заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;
- обыгрывание сказки — память и мышление.
2. Просмотр презентации по использованию схем и мнемотаблиц в практике воспитателя.
3. Основные направления опыта работы
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Задачи:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием
мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
- использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
- решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- специальную организацию пространственно-развивающей среды;
- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль.
Методические требования к мнемотаблицам
v Основы методики использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов разработаны Л.Н. Ефименковой («Формирование речи у дошкольников», 1985г.) и Т. А.Ткаченко (ж. «Дошкольное воспитание» №10, 1990г.). Исследование данных мнемотаблиц, большая заинтересованность побудили меня к использованию в своей работе данного направления. В Интернете было найдено множество вариантов таких таблиц и схем, которые я предлагаю вашему вниманию для работы
v Опыт моей работы при изготовлении и использовании мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно.
НАПРИМЕР:
Рассказывание об овощах
1. Цвет. (Какого цвета овощ?)
2. Форма. (Какой он формы?)
3. Два помидора. (Какого размера?)
4. Морковь, перец. (Какой он по вкусу?)
5. Грядка. (Где овощ вырос?)
6. Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)
МОРКОВЬ
(Примерный рассказ по мнемотаблице)
Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет морковь на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят салаты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.
Как создать модель-схему?
Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
- Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» — «форма».
- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
- Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий — низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий».
- Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).
- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.
- Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.
В наш детский сад наряду с обычными детьми поступают дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое нарушение речи». В детском саду имеется логопункт. Как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают в самостоятельном определении при рассматривании предмета его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.
Формирование связной устной речи у таких детей вызывает трудности на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
Но и обычные дети, некоррекционные, испытывают трудности именно в развитии связной речи.
Имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:
v бедный, в основном общеупотребительный словарь;
v плохое понимание оттенков значений слов:
v аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
v предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;
v связная речь развита слабо — пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.
Учитывая данные особенности в развитии, мы учим детей связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи.
Сравнение активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок.
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.
v Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
v Другой фактор — создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи приёмами мнемотехники заметно облегчает детям овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей удалось достичь следующих результатов:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
4. Практикум.
Обмен идеями.
При проведении практикума всем участникам было предложено на выбор задание:
1. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров.
2. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания «Посуда», с использованием схем Т.А.Ткаченко
3. Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
4. Составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по предложенной серии сюжетных картинок.
Участники семинара показали мини-занятие по предложенным темам с применением схем и моделей.
Отчёт проведении семинара-практикума по теме : «Моделирование связной речи у детей приёмами мнемотехники»
Целью семинара-практикума по моделированию связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники является реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста ; а также оказание информационной и методической поддержки воспитателям детского сада, и обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
Семинар — практикум состоял из трёх вопросов:
1. Постановка проблемы
2. Просмотра презентации по использованию схем и мнемотаблиц в практике воспитателя
3. Основные направления работы.
По первому вопросу выступала воспитатель подготовительной группы «Рябинка» Жаплова В.Н. Воспитатель познакомила своих коллег с обозначением самого слова «Мнемотехника».
По второму вопросу воспитатели смотрели презентацию по использованию схем и мнемотаблиц в практике воспитателя.
Далее воспитатели познакомились с задачами мнемотехники , которые служат для развития связной речи у детей дошкольного возраста, а также для становления психических процессов таких как: мышления, внимания, воображения, памяти; для развития у детей умственной активности , сообразительности, умения сравнивать, выделять существенные признаки, а так же для обучения детей правильному звукопроизношению.
Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
- использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
- решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- специальную организацию пространственно-развивающей среды;
- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль.
На семинаре-практикуме присутствовало 14 воспитателей.
И.о.заместителя заведующего по ВМР Жаплова В.Н.