Тема: «День родного языка».
Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Задачи:
- Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к родному языку.
- Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
- Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.
- Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.
- Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Оборудование: лента для игры «Заря», короб с декоративно-прикладным искусством, палка с лентами для игры «Карусель», две куклы, атрибуты и маски для сценки «Кончил дело – гуляй смело», музыка.
Речевой материал: родной язык; русские народные пословицы и поговорки.
Предварительная работа: чтениеи обсуждение русских народных пословиц и поговорок, разучивание потешек, сценки: «Кончил дело – гуляй смело!».
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Под мелодию «Россия – Родина моя» (сл. Харитонов В., муз. Мурадели В.) дети заходят в зал парами.
Логопед 1: Здравствуйте! Сегодня мы отмечаем праздник «День родного языка».
Логопед 2: Родной язык всего дороже,
Его прекрасней в мире нет,
На нем мы думать только можем,
Он дарит слуху дивный свет!
Родной язык – народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.
Логопед 1: «День родного языка» — это замечательный праздник. В этот день мы должны вспомнить, что язык любого народа отражает его культуру, обычаи, традиции и историю. Очень важно бережно относиться к своему родному языку, сохранять его своеобразие и неповторимость. Сегодня 21 февраля каждый год, в стране отмечается Международный день родного языка. На земном шаре существует очень много языков. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском) Наш сегодняшний праздник мы посвящаем русскому языку. И к нам в гости спешит Русская красавица.
(под русскую народную мелодию выходит гостья в русском народном костюме)
Гостья из России: Здравствуйте ребята, слышала у вас праздник сегодня? Какой же?(дети отвечают)
Гостья из России: приглашаю поиграть.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Гостья из России: молодцы, ребята, задорно играли. Становитесь в хоровод, приглашаю я народ.
Дети водят хоровод «Мы на луг ходили».
Логопед 2: С первых дней жизни ребенок слышит слова родного языка. Это мать поем ему колыбельные песни.
Звучит колыбельная «Баю-баюшки-баю»
Баю –баюшки -баю,
Не ложись на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Девочка и мальчик с куклами на руках садятся на стул и баюкают кукол. Остальные дети стоят полукругом и поют колыбельную.
Логопед 1: А потом дети узнают потешки, пестушки. Сейчас ребята прочитают потешки, которые они подготовили.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
Выйди-выйди, солнце,
Над моим оконцем,
Выйди-выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.
У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
Давайте мы с вами поиграем в любимую игру «Сорока».
Потешка «Сорока»
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой
Этому дала,
По очереди загибают пальцы, начиная с большого
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Мизинец не загибать.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Логопед 2: Ребята подрастали и их брали на ярмарку. Для каждого ребёнка это было большим праздником. Вот где слышна была колоритная народная речь, вот где можно было увидеть народные забавы, игры, пляски, услышать весёлые песни. А на ярмарке чего только не продавали: и яркие платки, и Богородскую игрушку, и яркие музыкальные инструменты.
Показывает короб с декоративно-прикладным искусством.
Звучит весёлая русская народная музыка, выходит Скоморох.
Скоморох: приглашаю всех прокатиться на моей карусели.
Логопед 1: Сказки, былины, история нашего народа сохранились благодаря книгам. Появились книги давно. Их писали вручную. Они так и назывались — рукописи. И вот Иван Фёдоров придумал станок, для печатания книг. Он был первым, кто напечатал первую книгу в России. А вы любите книги?
Логопед 2: Чтобы научиться читать каждый ребёнок должен познакомиться с Азбукой. Азбука приготовила для вас задание.
Азбука: Здравствуйте, ребята. Наши прадедушки и прабабушки придумали много пословиц и поговорок. У меня есть целый короб пословиц и поговорок, вы их слушай те да на ус мотайте. Пословицы, детушки это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!
Предлагаю поиграть в игру – кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы продолжите. А воспитатели вам помогут.
Поспешишь-…людей насмешишь.
Не спеши языком-…торопись делом.
Что посеешь-…то и пожнёшь.
Без труда…не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь-…один отрежь.
Глаза боятся-…а руки делают.
В гостях хорошо-… а дома лучше.
А теперь другая игра: что в моём ларце смотрите, пословицу с этим словом назовите.
Яблоко. Яблоко от яблони далеко падает.
Ложка. Дорога ложка к обеду.
Иголка. Куда иголка, туда и нитка.
Камень. Под лежачий камень вода не течёт.
Логопед 1: Азбука, ребята приготовили сценку на тему одной пословицы. Порадуйте. Покажите.
Сценка «Кончил дело – гуляй смело».
Действующие лица:
Мальчик-ученик
Солнышко
Птичка
Вишенка
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, ясное солнышко. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка:Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, милая птичка! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Вишенка:Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, вишенка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Наконец урок окончен мальчик убирает книги, тетради, встаёт и кричит: «Ну-ка! Кто меня манил!»
Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»
Азбука: Молодцы, ребята. Я для вас подарочки припасла.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала, да ума придала.
Книги читать, скуки не знать.
Книга – лучший подарок.
Получайте подарки-книги из моего волшебного ларца. Дома их с мамами читайте и ума набирайтесь.
Логопед 2:
В детском садике узнали
Вы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит.
Льётся с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
Под мелодию песни «Россия – Родина моя» дети выполняют флэш-моб с флажками триколор.