Семёнова Елена Владимировна,учитель-логопед МБДОУ «Центр детский сад №21» Кавказский район, пос. М.Горького.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей, основанное на принципах гуманного отношения друг к другу.
Родители давно признаны главными педагогами своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связанно с двумя причинами:
- — родители не слышат недостатков речи своих детей;
- — не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.
Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае,если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей.
Коллективную форму работы можно представить в нескольких видах:
- -групповые родительские собрания;
- -консультации, семинары;
- -выставки пособий;
- -фронтальное открытое занятие (нетрадиционная форма);
- -видеотека;
- -библиотека игр и упражнений;
- -речевые праздники.
Индивидуальную форму работы можно представить в нескольких видах (она имеет более тесный контакт с родителями):
- -анкетирование родителей;
- -беседы;
- -индивидуальные практикумы;
- -просмотр индивидуальных занятий логопеда;
- -тетрадь для домашних заданий;
- -домашняя библиотечка.
Наглядная форма работы:
- -речевой уголок;
- -экран звукопроизношения;
- -папка-передвижка;
- -дневнички.
Среди всех форм работы я бы хотела сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Итак преимущество нового подхода взаимодействия педагогов и родителей не оспоримы:
- Это положительный настрой родителей и педагогов на совместную работу по воспитанию и развитию детей.
- Это заинтересованность и активное включение в коррекционно-развивающий процесс.
- Это эффективность коррекции компонентов речевой системы у детей логопатов.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития.
Сценарий
Семинара — практикумадляродителейдетей, посещающихлогопункт.
Подготовила учитель-логопед МБДОУ ЦРР Д/с № 21 Семёнова Е.В.
Цель: Обучениеродителейприемамработыдлязакреплениялексико—грамматическихкатегорийиформнаматериалахлексическихтем: «Весна», «Первоцветы».
Ходсеминара.
Уважаемыеродители! Явсегдарадавидетьвас. Спасибовам, чтовыпришлинаэтувстречу. Этоозначает, чтонасобъединяетжеланиепомочьдетямвпреодоленииречевыхпроблем.
Сейчасяпомогувамосвоитьнекоторыеприёмыработыдлязакреплениялексико—грамматическихкатегорийиформнаматериалеоднойлексическойтемы: «Весна», «Первоцветы».
1.Ответим на вопросы:
- -С чего начинается весна? Назовите самые первые приметы весны в природе.
- -Какие цветы расцветают ранней весной? Назовите их.
- -Почему ранневесенние цветы «торопятся» расцвести, пока лес ещё не оделся листвою?
- -Почему цветы получили названия: подснежник, мать-и-мачеха?
- -У каких первоцветов есть луковица?
- -У каких первоцветов есть желтые соцветия?
- -У каких первоцветов голубые цветы?
2. Игра в слова.
- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее подснежнику (фиалке).
- Объясните выбор каждого слова.
- Словарь: белый, медонос, желтый, соцветие, снег, март, ароматная, «первенец весны», фиолетовая, лес, душистая, нежный, хрупкая.
3. Психосоматическая гимнастика «Солнышко».
- И.П. -произвольное.
- Взрослый. Наступило утро. Солнышко вышло погулять по небу. Птицы защебетали, дети выбежали играть на улицу. Увидело солнышко, что ему рады, и заулыбались. Покажем, как солнышко улыбается.
- Засмущалось солнышко и опустила глазки, затем хитро прищурилось и весело рассмеялось.
- Вдруг поднялся ветер подхватил тучку и закрыл ею солнышко. Нахмурилось солнышко, и сем стало грустно. Но ветер-непоседа прогнал тучку, и снова солнышко улыбается, радует всех.
- Ощущения. Как изменилось твоё настроение? Как ты думаешь, почему? Какое солнышко у тебя внутри? (Радостное, грустное…)
4. Доскажи словечко.
- Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…(весна) - Я в полдень слушаю капель,
- Она звучит, как птичья…(трель)
Ой, беда! Ой, беда! - Тает снег, кругом вода.
- Не обуешь валенки,
- На снегу…(проталинки)
У весны работы много, - Помогают ей лучи:
- Дружно гонят по дорожкам
Говорливые…(ручьи)
Игра «Назовите ласково».
- Белый гиацинт- белый гиацинтик
- Голубая фиалка-
- Желтый нарцисс-
- Пушистая ветка-
- Алый тюльпан-
- Белый подснежник-
6. Выучить наизусть с детьми.
- Стихотворение «Если»…
- Если Я сорву цветок,
- Если ТЫ сорвёшь цветок,
- Если все: и Я, и ТЫ,
- Если МЫ сорвём цветы,
- То окажутся пусты
- И деревья… и кусты…
- И не будет доброты,
- Если только Я и ТЫ-
- Если МЫ сорвем цветы.
- Т.Собакин
- Спасибо Вам за сотрудничество. Я надеюсь, что эта встреча поможет Вам осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. Этому надо учиться!