«Дюймовочка 1»,
«Дюймовочка 2»
Составила: учитель-логопед Шатохина Е.Ю.
К празднованию «ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА» «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»
Международный день родного языка достаточно молодой праздник –отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Задачи:
Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к родному языку. Воспитывать патриотические чувства, уважение и любовь к Родине через двигательную и речевую активность. Обобщить знания детей о стране, в которой мы живём. Активизировать словарь по теме. Развивать умение выразительно читать стихи. Развивать навыки словоизменения и словообразования, упражнять в составлении слов.
Оборудование: музыкальное сопровождение для выхода персонажей игр; атрибуты для игр: «Собери слово», воздушные шары в цвете триколор, ленты для игры «Карусель», костюм пирата, русской красавицы; государственные символы РФ, флаг России, подарки детям – патриотические раскраски.
Речевой материал:родной язык, пословицы и поговорки о Родине.
Предварительная работа:беседы о российской символике и рассматривание иллюстраций по теме; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, обсуждение их значений; разучивание пословиц, поговорок и стихотворений.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Ведущий 1: Здравствуйте ребята, и дорогие гости. Когда мы используем в своей речи слова — друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык). 21 февраля каждый год, в нашей стране отмечается Международный день родного языка.
Ребёнок:
День родного языка,
Отмечает вся земля,
В этот день календаря
Мы желаем вам друзья:
Удачи да везенья!
Успехов и веселья!
Дети садятся.
Ведущий 2: На земном шаре существует очень много языков. И у нас тоже свой родной язык. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском) Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
Ведущий 1: Родной язык надо знать и беречь.Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!
Ведущий 2:Скажите ребята, вы любите нашу Родину?
Как называется главный город, столица России? (дети отвечают).
Ведущий 1: Правильно Москва – наша столица. А какие символы нашей страны вы знаете?
Дети: флаг, герб, гимн.
Дети читают стихотворения, держа в руках символы России.
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Знать детишки все должны
Песню главную страны.
Звать её иначе – «Гимн»,
Ведущий 2:Когда играет гимн России, нужно встать и слушать его стоя, давайте послушаем гимн нашей страны.
Звучит гимн России.
Ведущий 1:Ребята, а где же наш флаг?
Звучит громкая музыка, вбегает разбойник.
Разбойник: Ага, не ждали меня? Что за сборы тут?
Ведущий2:Здравствуйте, Разбойник. Мы сегодня отмечаемМеждународный день родного языка. Говорим с ребятами о нашем родном языке и о нашей Родине, её символах. А ты случайно не видел наш флаг?
Разбойник: Конечно видел. Он мне так понравился, что я его спрятал в свой сундук с сокровищами. Вот ключ. Он под надёжным замком.
Ведущий 1:Разбойник, верни нам флаг.
Разбойник: Хотите вернуть флаг? Я отдам его только сильным, смелым и любящим свою Родину и свой родной язык детям. Вот и проверим сейчас вас!
Ведущий 2:Ребята, мы готовы? (дети отвечают)
И что же нам делать?
Разбойник: А вот вы знаете цвета своего флага? И что они означают?
Ведущий 1:Разбойник, конечно послушай ребят.
Дети:
Флаг российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном,
И его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших
Отражает красный цвет.
Будем Родину любить мы
Разбойник: Так, а какая полоска у флага сверху? Внизу? Ой, совсем меня запутали…
Ведущий 2:А ты поиграй с ребятами, тогда запомнишь как выглядит наш флаг.
Танец-игра: «Соберём триколор».
Дети свободно ходят по залу, выполняя танцевальные движения. Когда смолкает музыка строятся в колонны по порядку цветов флага.
Разбойник: Молодцы, здорово вы собрали флаг. А вот теперь отгадайте мои загадки:
Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крылья свои развёл,
Он – двуглавый птах … орёл.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг-
С ветром гонит прочь тревоги,
Бело-сине-красный… флаг.
Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот, Москва, она — … столица.
Дерево-красавица,
Белым станом славится.
Льют по дубу слёзоньки
Русские … берёзоньки.
Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан – её одёжка,
Вся из дерева…матрёшка.
Ой, ну что с вами делать всё вы знаете.
Ведущий 1:Разбойник, наши ребята очень умные, они скоро пойдут в школу. Хорошо занимаются на занятиях, знают буквы русского алфавита и могут составлять слова. Сейчас тебе покажут.
Игра «Составь слово».
Дети составляют на мольберте слова: МОСКВА, РОССИЯ, БЕРЁЗА, СТРАНА и считают слоги.
Разбойник: Ну, понятно, буквы вы знаете. А вот пословицы и поговорки вы точно не знаете.
Ведущий 2:А вот и нет. Наши дети знают всё!
Дети строятся и рассказывают пословицы и поговорки о Родине.
Одна у человека мать – одна и Родина.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Всякому мила своя сторона.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Много разных стран, а Родина одна.
Все мы — дети земли Русской.
Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
В своем дому и стены помогают.
Любовь к Родине на огне не горит и в воде не тонет.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
Звучит русская народная музыка. Выходит русская красавица.
Русская красавица: Здравствуйте, ребята. Узнала я, что у вас тут разбойник проказничает. А вы по-настоящему любите свою Родину и свой родной язык. Решила вам помочь. Открывай свой, сундук, разбойник.
Разбойник: Ой, хорошо. Вот только у меня друзей нет. Я вообще хороший, я больше так не буду. Я просто хотел подружиться с вами.
Русская красавица:Ну, что же с тобой делать. Русский народ очень добрый и дружелюбный. Давай дружить. Прокатись с нами на весёлой карусели.
Музыкальная игра «Карусель».
Разбойник: Ой, сколько у меня теперь друзей. Я полюбил русский язык и на вашем родном языке предлагаю всем вместе написать стихотворение. Я буду начинать, а вы добавляйте слово «Россия».
Самая большая страна в мире… Россия.
Нет в мире прекрасней… России.
Я горжусь своей… Россией.
Самые смелые люди живут в … России.
Все поэты и композиторы сочиняют свои произведения о… России.
Спасибо большое. Вы заработали эту награду. Держите свой флаг. Я больше не буду проказничать. А ещё для своих друзей я приготовил подарки.
(открывает сундук и отдает флаг, вручат прописи – подарки).
Русская красавица:Богат и красив наш русский язык! В нём столько слов, это родной язык Пушкина, Толстого, Гоголя, чьи сказки мы с вами часто читаем. Любите свою Родину, свой язык, свой народ!
В день родного языка,
Вам его хранить желаю.
Чтобы речь была легка,
Бранных слов, не повторяя,
Говорите хорошо —
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.