«Звук и буква Ы».

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности «Дюймовочка 1»

Тема: «Звук и буква Ы». 

Подготовила:
Учитель-логопед
Шатохина Е.Ю. 
2023г.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—      познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы;

—      научить характеризовать звук Ы.

 Коррекционно-развивающие:

—      упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

—      развивать фонематические процессы;

—      развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Коррекционно-воспитательная:

—      воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Оборудование: зеркала, мяч, шарики Су-джок,картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых есть звук Ы; буква Ы, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, цветные карандаши, фасоль, трафарет буква Ы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети входят, становятся в круг.

 

Игра с мячом «Лови и называй».

Ребята, давайте вспомним слова со звуком Ль, которым познакомились на прошлом занятии (лев, лес, пелёнка, земляника, лимон, лента, пыль).

  1. Развитие общей моторки

Тема недели «Профессии». Представим, что мы маляры, разомнёмся и покрасим дом.

 

Подвижная игра «МАЛЯРЫ».

Координация речи с движением.

Маляры пришли втроем (Шагают на месте)

Обновили старый дом (Изображают крышу над головой)

Был облезлый, скучный, голый («Красят»)

Стал нарядный и весёлый (Изображают крышу над головой)

  1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика Самомассаж с шариком Су-джок «Сапожник».

— Посмотрите,  у вас лежит шарик Су-джок.

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги!              (катаем шарики в ладонях)

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.          Сжимаем шарик в ладошке.

— О какой профессии эта загадка? (сапожник)

  1. Массаж лица.

Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание (по общим правилам).

  1. Развитие артикуляционной моторики.

—      Спокойное открывание и закрывание рта.

—      Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы);

—      «Лошадки».

—      «Грибок».

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на дудочках.

  1. Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет на доску картинку для звукоподражания): Сегодня я в гости пригласила мишку косолапого. А вот какой звук он любит произносить больше всего: ы-ы-ы. С этим звуком мы будем знакомиться на занятии.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Ы логопедом, а затем детьми хором и индивидуально. Характеристика звука Ы: звук Ы — гласный (язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду), обозначаем его фишкой красного цвета.

Дети раскрашивают звук (закрепление акустико-артикуляционного образа звука).

  1. Связь звука и буквы.

Все на свете рыбаки

Очень любят букву Ы.

Без Ы не будет рыбы,

За это Ы спасибо.

Выкладывание буквы Ы из фасоли (для восприятия зрительного образа буквы Ы).

  1. Развитие фонематического слуха.

Из четырех произнесенных слов дети должны назвать то, которое по звуковому составу непохоже на остальные три.

Мак — бак — мышка — так.

Том — дом — сынок — ком.

Лимон — вагон — сыр — бутон. И т.д.

Физкультминутка. Выполнение движении по тексту стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять—

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

  1. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ЫМ и МЫ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети указывают, какая из схем к какому слогу подходит.

  1. Закрепление звука в словах.

Определение места звука Ы в словах — названиях картинок.

Игра «Засели звук в домик».

  1. Закрепление звука в предложениях.

Логопед чертит на доске схемы предложений из трех, четырех, пяти слов, а дети стараются составить к ним предложения с названиями картинок.

  1. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста «Три хозяйки» слов со звуком Ы.

Что за сестры — прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки.

Ну а третья подбирает

На полу осколки.

  1. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Вспомните слова со звуком Ы в названии. (Предварительно логопед убирает картинки с доски.)

  1. Оценка работы детей.

Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Особенно… (педагог выделяет детей). В подарок дарю вам раскраски с буквой Ы.

Проводится ритуал-упражнение «Встретимся опять»

Дети встают в круг, протягивают левую руку вперёд «от сердца, от души» (получается пирамида) и говорят слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять