Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дюймовочка 1» Тема: «Зима. Зимние забавы».

Подготовила:
Учитель-логопед
Шатохина Е.Ю.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей подбирать однокоренные слова;
  • образовывать глаголы прошедшего времени.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять, активизировать словарь по теме,
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • развивать умение подбирать имена существи­тельные к глаголам;
  • закреплять правильное употребление пред­логов.

Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать интерес к изменениям, проис­ходящим в природе в зимний период.

Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, белый клубок, комочки ваты, предметные картинки с изображени­ем снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», не­большая искусственная елочка, зимняя музыка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Игра «Какие слова подходят к картинке?».

На доске выставлена сюжетная картина с изобра­жением зимы. Логопед называет слова, а дети хлопа­ют в ладоши, если слово подходит к картине.

Логопед: Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.

  1. Объявление темы.

Логопед держит в руках белый клубок ниток.

Логопед: Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы, детей.) Да, на снежный комочек. (Лого­пед кладет комочек на схему с нарисованными стрелками и заданиями.) Предлагаю вам отправиться в зимнее путешествие.

Возьмите, комочки ваты и подуйте на них, чтобы зимняя сказка к нам пришла.

Дыхательная гимнастика «Снежок».(дети вдыхают воздух через нос, выдыхают через нос и сдувают вату с ладошки).

Теперь мы готовы! Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму.

  1. Вводная беседа.

 

Логопед: Сейчас я расскажу, что же такое зима. (звучит спокойная зимняя музыка).

Зима

Белая и холодная пришла на землю зима, с глу­бокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпу­чий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ров­ным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, за­кружит метель, оставляя высокие сугробы.

Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зе­ленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.

Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спа­сает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для это­го люди развешивают на деревьях кормушки, на­сыпают корм, а около мест обитания диких живот­ных раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начина­ют одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, жи­вотные, птицы — ждут наступления весны.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей.) У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. (Логопед выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)

Игра «Подбери слова-родственники». Снег — снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

Логопед: Снежный комочек катится дальше.

Покатился снежный ком,

Снова отыскал он дом.

В доме том живет загадка.

Поищите-ка отгадку! Я много знаю о снеге и о том, что с ним мо­жет происходить. Я буду рассказывать, что проис­ходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?» Упражнять детей в обра­зовании глаголов в форме прошедшего времени. Сегодня снег блестит, а вчера… Сегодня снег падает, а вчера… Сегодня снег сверкает, а вчера… Сегодня снег тает, а вчера… Сегодня снег хрустит, а вчера-сегодня снег идёт, а вчера…

Логопед: А комочек снова катится.

Покатился снежный ком

И опять увидел дом.

В доме том живет загадка.

Нужно вам найти отгадку!

Игра «Подбери предмет». Придумать как мож­но больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (на тему «Зима»). Наступает (что?) ■— … (Зима.) Лежит — … (Снег.) Валит — … (Снег.) Кружатся — … (Сне­жинки.) Свищет — … (Ветер.) Катаются — … (Дети.) Бушует— … (Буря.) Лепят — … (Снего­вика.) Замерзает — … (Речка.) Съежились — … (Снегири.) Блестит — … (Снег.)

Физкультминутка. «Снеговик».

Давай, дружок,смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что ка­тят перед собой снежок.
Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рису­ют» руками ком.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз­мера.
Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла.

В. Егорова

Показывают глаза, прикры­вают голову ладошкой, по­казывают нос, встают пря­мо, держат воображаемую метлу.

 Логопед: Какая же загадка ждет нас теперь?

Покатился снежный ком

И нашел четвертый дом.

В доме том живет загадка.

Но какая к ней отгадка?

Игра «Где снегирь?».Упражнять детей в пра­вильном использовании предлогов в речи.

Логопед: Вместе с загадкой к нам прилетел сне­гирь и решил покружиться возле елочки.

Логопед перемещает снегиря, а дети рассказыва­ют, где он находится.

Снегирь спрятался под елью. Подлетает к елоч­ке. Слетел с елочки. Прыгает возле (около) ели. Сидит на ели. Перелетел с ветки на ветку.

Логопед: Ребята! Снежный комочек отправляет­ся в путешествие последний раз.

Покатился снежный ком,

Перед ним последний дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

 

Игра «Назови несколько». Учить образовывать имена существительные в форме множественно­го числа и согласовывать их с именами числи­тельными.

Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок. Снеговик — снеговики, два снего­вика, пять снеговиков. Снегирь — снегири… Шайба — шайбы… Клюшка — клюшки…

  1. Итог занятия.

Логопед: О каком времени года говорили на за­нятии? Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их. Подберите слова-действия к слову снег.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять