Подготовила:
Учитель-логопед
Шатохина Е.Ю.
Коррекционно-образовательные:
- учить детей подбирать однокоренные слова;
- образовывать глаголы прошедшего времени.
Коррекционно-развивающие:
- расширять, активизировать словарь по теме,
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;
- закреплять правильное употребление предлогов.
Коррекционно-воспитательная:
—воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, белый клубок, комочки ваты, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка, зимняя музыка.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра «Какие слова подходят к картинке?».
На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Логопед называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине.
Логопед: Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.
- Объявление темы.
Логопед держит в руках белый клубок ниток.
Логопед: Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы, детей.) Да, на снежный комочек. (Логопед кладет комочек на схему с нарисованными стрелками и заданиями.) Предлагаю вам отправиться в зимнее путешествие.
Возьмите, комочки ваты и подуйте на них, чтобы зимняя сказка к нам пришла.
Дыхательная гимнастика «Снежок».(дети вдыхают воздух через нос, выдыхают через нос и сдувают вату с ладошки).
Теперь мы готовы! Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму.
- Вводная беседа.
Логопед: Сейчас я расскажу, что же такое зима. (звучит спокойная зимняя музыка).
Зима
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.
Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.
Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны.
- Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей.) У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. (Логопед выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)
Игра «Подбери слова-родственники». Снег — снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.
Логопед: Снежный комочек катится дальше.
Покатился снежный ком,
Снова отыскал он дом.
В доме том живет загадка.
Поищите-ка отгадку! Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Игра «А что вчера?» Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени. Сегодня снег блестит, а вчера… Сегодня снег падает, а вчера… Сегодня снег сверкает, а вчера… Сегодня снег тает, а вчера… Сегодня снег хрустит, а вчера-сегодня снег идёт, а вчера…
Логопед: А комочек снова катится.
Покатился снежный ком
И опять увидел дом.
В доме том живет загадка.
Нужно вам найти отгадку!
Игра «Подбери предмет». Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (на тему «Зима»). Наступает (что?) ■— … (Зима.) Лежит — … (Снег.) Валит — … (Снег.) Кружатся — … (Снежинки.) Свищет — … (Ветер.) Катаются — … (Дети.) Бушует— … (Буря.) Лепят — … (Снеговика.) Замерзает — … (Речка.) Съежились — … (Снегири.) Блестит — … (Снег.)
Физкультминутка. «Снеговик».
Давай, дружок,смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. | Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, | Останавливаются, «рисуют» руками ком. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! | Показывают руками на лице улыбку. |
Два глаза, шляпа, нос, метла.
В. Егорова |
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. |
Логопед: Какая же загадка ждет нас теперь?
Покатился снежный ком
И нашел четвертый дом.
В доме том живет загадка.
Но какая к ней отгадка?
Игра «Где снегирь?».Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи.
Логопед: Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки.
Логопед перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.
Снегирь спрятался под елью. Подлетает к елочке. Слетел с елочки. Прыгает возле (около) ели. Сидит на ели. Перелетел с ветки на ветку.
Логопед: Ребята! Снежный комочек отправляется в путешествие последний раз.
Покатился снежный ком,
Перед ним последний дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Игра «Назови несколько». Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.
Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок. Снеговик — снеговики, два снеговика, пять снеговиков. Снегирь — снегири… Шайба — шайбы… Клюшка — клюшки…
- Итог занятия.
Логопед: О каком времени года говорили на занятии? Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их. Подберите слова-действия к слову снег.