Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Семёнова Елена Владимировна,учитель-логопед МБДОУ «Центр детский сад №21» Кавказский район, пос. М.Горького.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей, основанное на принципах гуманного отношения друг к другу.

Родители давно признаны главными педагогами своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связанно с двумя причинами:

  • — родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • — не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Очень важно сделать родителей активными участниками  педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае,если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.

Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей.

Коллективную форму работы можно представить в нескольких видах:

  • -групповые родительские собрания;
  • -консультации, семинары;
  • -выставки пособий;
  • -фронтальное открытое занятие (нетрадиционная форма);
  • -видеотека;
  • -библиотека игр и упражнений;
  • -речевые праздники.

Индивидуальную форму работы можно представить в нескольких видах (она имеет более тесный контакт с родителями):

  • -анкетирование родителей;
  • -беседы;
  • -индивидуальные практикумы;
  • -просмотр индивидуальных занятий логопеда;
  • -тетрадь для домашних заданий;
  • -домашняя библиотечка.

Наглядная форма работы:

  • -речевой уголок;
  • -экран звукопроизношения;
  • -папка-передвижка;
  • -дневнички.

Среди всех форм работы я бы хотела сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Итак преимущество нового подхода взаимодействия педагогов и родителей не оспоримы:

  • Это положительный настрой родителей и педагогов на совместную работу по воспитанию и развитию детей.
  • Это заинтересованность и активное включение в коррекционно-развивающий процесс.
  • Это эффективность коррекции компонентов речевой системы у детей логопатов.
  • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития.

Сценарий
Семинарапрактикумадляродителейдетей, посещающихлогопункт.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ ЦРР Д/с № 21 Семёнова Е.В.

Цель: Обучениеродителейприемамработыдлязакреплениялексикограмматическихкатегорийиформнаматериалахлексическихтем: «Весна», «Первоцветы».

Ходсеминара.
Уважаемыеродители! Явсегдарадавидетьвас. Спасибовам, чтовыпришлинаэтувстречу. Этоозначает, чтонасобъединяетжеланиепомочьдетямвпреодоленииречевыхпроблем.
Сейчасяпомогувамосвоитьнекоторыеприёмыработыдлязакреплениялексикограмматическихкатегорийиформнаматериалеоднойлексическойтемы: «Весна», «Первоцветы».

1.Ответим на вопросы:

  • -С чего начинается весна? Назовите самые первые приметы весны в природе.
  • -Какие цветы расцветают ранней весной? Назовите их.
  • -Почему ранневесенние цветы «торопятся» расцвести, пока лес ещё не оделся листвою?
  • -Почему цветы получили названия: подснежник, мать-и-мачеха?
  • -У каких первоцветов есть луковица?
  • -У каких первоцветов есть желтые соцветия?
  • -У каких первоцветов голубые цветы?

2. Игра в слова.

  • Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее подснежнику (фиалке).
  • Объясните выбор каждого слова.
  • Словарь: белый, медонос, желтый, соцветие, снег, март, ароматная, «первенец весны», фиолетовая, лес, душистая, нежный, хрупкая.

3. Психосоматическая гимнастика «Солнышко».

  • И.П. -произвольное.
  • Взрослый. Наступило утро. Солнышко вышло погулять по небу. Птицы защебетали, дети выбежали играть на улицу. Увидело солнышко, что ему рады, и заулыбались. Покажем, как солнышко улыбается.
  • Засмущалось солнышко и опустила глазки, затем хитро прищурилось и весело рассмеялось.
  • Вдруг поднялся ветер подхватил тучку и закрыл ею солнышко. Нахмурилось солнышко, и сем стало грустно. Но ветер-непоседа прогнал тучку, и снова солнышко улыбается, радует всех.
  • Ощущения. Как изменилось твоё настроение? Как ты думаешь, почему? Какое солнышко у тебя внутри? (Радостное, грустное…)

4. Доскажи словечко.

  • Если солнце ярче светит,
    Если птицам не до сна,
    Если стал теплее ветер,
    Значит, к нам пришла…(весна)
  • Я в полдень слушаю капель,
  • Она звучит, как птичья…(трель)
    Ой, беда! Ой, беда!
  • Тает снег, кругом вода.
  • Не обуешь валенки,
  • На снегу…(проталинки)
    У весны работы много,
  • Помогают ей лучи:
  • Дружно гонят по дорожкам
    Говорливые…(ручьи)

Игра «Назовите ласково».

  • Белый гиацинт- белый гиацинтик
  • Голубая фиалка-
  • Желтый нарцисс-
  • Пушистая ветка-
  • Алый тюльпан-
  • Белый подснежник-

6. Выучить наизусть с детьми.

  • Стихотворение «Если»…
  • Если Я сорву цветок,
  • Если ТЫ сорвёшь цветок,
  • Если все: и Я, и ТЫ,
  • Если МЫ сорвём цветы,
  • То окажутся пусты
  • И деревья… и кусты…
  • И не будет доброты,
  • Если только Я и ТЫ-
  • Если МЫ сорвем цветы.
  • Т.Собакин
  • Спасибо Вам за сотрудничество. Я надеюсь, что эта встреча поможет Вам осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. Этому надо учиться!

Оставьте комментарий

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять