Консультация для родителей.
Дыхание – это жизнь.
Аристотель.
Подготовил
учитель –логопед:
Семенова Е.Н.
Задачи сохранения здоровья детей неразрывно связаны с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно- психологическом и речевом развитии детей. По данным статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Профилактика речевых нарушений во многих случаях позволяет предотвратить или затормозить появление у детей различных отклонений от нормы, в частности, речевой патологии, а так же предупреждает нервно- психические расстройства.
Один из важнейших направлений оздоровления детей является логопедическая помощь- предупреждение речевых нарушений (первичная профилактика) и организация коррекционной работы, предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии (вторичная профилактика).
Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается, прежде всего, на психогигиенических, мероприятиях. Жизнь ребенка, имеющего риск речевых поручений, должна быть организованна так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Известно, что большое значение имеет организация сна и двигательной активности, регулирующая психофизическое развитие ребенка.
Следует помнить и о зрительном, слуховом восприятии, так как компенсация дефектных сенсорных функций ребенка способствует нормализации речевого развития ребенка.
Элементарные знания психофизиологических способностей ребенка позволяют учитывать его голосовые возможности и предупредить неправильное, формирование дыхания.
Вам, конечно, приходилось наблюдать, как ребенок рассказывает о событиях, оказавших на него сильное впечатление: быстро, тараторя, отрывочными фразами, помогая себе жестами, стараясь скорее поделиться своими чувствами. Кому-то такая речь покажется непонятной. Потому что мысли ребенка бегут быстрее, не успевая облекаться в слова; ему не хватает воздуха, чтобы внятно и правильно их произнести, а переполняющие его эмоции не позволяют построить правильную, понятную другим фразу. Это следствие несформированного правильного речевого дыхания.
Если окружающие ребенка взрослые долгое время не обращают внимания на подобные явления, в дальнейшем они могут привести к развитию заикания. Родители должны внимательно наблюдать за состоянием органов дыхания ребенка: регулярно проводить закаливающие процедуры, не допускать ушибов, травм, своевременно и эффективно лечить инфекционные заболевания и удалять аденоиды, поскольку эти явления затрудняют носовое дыхание и задерживают формирование правильного речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания – важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заикание, дизартрии, ринолалии, нарушение голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного целенаправленного выдоха.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно — сосудистой систем.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом,профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Правильное речевое дыхание:
*Во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны.
*Щеки не должны надуваться (для начала их можно придерживать руками)
*Грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе. *Живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться.
*Во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот.
*Вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
*Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание
*Говорить только на выдохе..
Предлагаем вам игры, которые помогут сформировать у ребенка плавный и длительный ротовой выдох:
Скатать ватный шарик и поставить два кубика
в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки..
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки).
Предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить ребенку подуть на листья так, чтобы они полетели. Дуем через губы «трубочкой» либо по язычку между губами.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик (холодным и теплым ветерком, либо по язычку между губами).
Предложить ребенку дуть через соломинку в стакан с водой.
Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух, задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями., задуйте 3 свечи. Дуть через губы «трубочкой» либо по язычку между губами.