Подготовил:
Педагог – психолог
Жаплова В.Н.
Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, — это возрастные особенности.
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Возраст 5 — 6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Ниже предложены некоторые из таких игр.
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы.
Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать
и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность,
проследить логическую закономерность и обосновать.
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.
Развитие психических процессов:
ВНИМАНИЕ:
5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
— удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
— находить 5-6 отличий между предметами;
— выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
— находить 4-5 пар одинаковых предметов;
— Неспособность быстро и часто переключать внимание.
ПАМЯТЬ:
— запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
— рассказывать наизусть несколько стихотворений;
— пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
сравнивать два изображения по памяти;
легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
— Преобладает непроизвольная память.
МЫШЛЕНИЕ:
— определять последовательность событий;
— складывать разрезанную картинку из 9 частей;
— находить и объяснять несоответствия на рисунках;
— находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
— находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
МАТЕМАТИКА
Счет в пределах 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.
ПОЗНАНИЕ
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.
Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относиться к природе.
Социально – нравственное развитие:
Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;
— стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;
— проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
— проявляет навыки взаимодействия с детьми;
— активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.
Развитие личности:
Желает показать себя миру;
Он часто привлекает к себе внимание, т.к. ему нужен свидетель его самовыражения;
Стремится к большей самостоятельности;
Очень хочет походить на значимых для него взрослых;
проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.
Игровая деятельность:
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят
свое поведение, придерживаясь роли.
Конструирование:
Конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.
Дети осваивают 2 вида конструирования:
- От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями)
- От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ).
Изобразительная деятельность:
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Трудовая деятельность:
Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро,
осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Гигиенические умения:
ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;
по мере необходимости пользуется носовым платком;
самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за
ее опрятностью;
положительно относится к оздоровительным и закаливающим
мероприятиям.
Отношения со сверстниками:
— Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;
— часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения;
— В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;
— начинают осознавать половые различия
Отношения со взрослыми:
Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
Формируются высшие чувства:
Моральные:
— чувство гордости
— чувство стыда
— чувство дружбы
Интеллектуальные:
— Любознательность
— Интерес
— удивление
Эстетические:
— Чувство прекрасного
— Чувство героического
5–ти летние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме.
Это порождает агрессивные выпады.
Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.
Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция.
Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.
Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию
(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.