Семинар — практикум
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов
по вопросам патриотического воспитания
Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы
2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Форма: консультация, памятка,
отчет, обмен опытом.
Предварительная работа:
— изучение литературы по данному вопросу;
— подготовка наглядного материала.
— подготовка творческих отчетов по теме: «Формирование нравственно- патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
— подготовка атрибутов к игре КВН
План семинара
Первое занятие
1. Введение. Обоснование темы семинара-практикума.
2. Лекция «Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание актуально в наше время».
3. Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Второе занятие
1.Игра КВН на тему: «История, традиции и культура народов России»
2. Отчеты воспитателей по теме: «Культура и традиция казаков»
3. Консультация для педагогов «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Третье занятие
1. Обмен педагогов опытом «Формы сотрудничества с семьей по теме»
2. Домашнее задание. Составить буклеты, консультации по теме для родителей.
Занятие 1
Лекция: Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое
воспитание актуально в наше время.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразии и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др., а дети не знают их смысла, обычаев, причин.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Задачи патриотического воспитания:
1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
2.Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным и нравственно-патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
3.Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»
4.Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми.)
Занятие второе
Игра КВН: «История, традиции и культура народов России»
— Выборы жюри;
— Каждая команда представляет свое название и эмблему
Вопросы к участникам:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3. Официальная эмблема государства?
(герб)
10. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
10. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6. Что такое патриотизм?
( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Кто основал Москву?
(князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)
8. Почему станицу Новодмитриевская так назвали?
(в честь героически сражавшегося за родные места(ныне Новодмитриевская) князя Дмитрия), далее заново выстроенная станица получила приставку ново).
9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
10. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» — значит красивая)
Дидактическая игра: «Назови правильно»
Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.
Участники должны назвать то, что изображено.
Дидактическая игра: «Разрезная картинка»
Собрать разрезную картинку, с изображением природно — климатической зоны и назвать ее.
«Пословицы о Родине»
— Золоту — старости нет, Родине — цены нет.
— Всякому мила своя сторона.
— Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
— Родина — мать, умей за нее постоять.
— Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
— Человек без Родины — что соловей без песни.
Отчеты по теме: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Консультация «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы»
Этапы патриотического воспитания дошкольников:
— предварительный,
— базовый ( формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
— художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
— когнитивно — эмоциональный (развитие интереса к своей стране, к родному краю);
— эмоционально — действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания:
— окружающая среда;
— художественная литература и искусство;
— фольклор;
— практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания:
— повышение познавательной активности;
— эмоциональное восприятие дошкольников.
Формы патриотического воспитания:
— образовательная деятельность;
— игры;
— беседы.
Отчёт о проведении семинара-практикума для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
На семинаре-практикуме, присутствовало 14 педагогов. С воспитателями была проведена предварительная работа по изучению методической литературы по данному вопросу, был подготовлен наглядный материал, а также воспитатели подготовили отчёты по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
Семинар — практикум был разделён на три занятия:
Первое занятие состояло из лекции на тему: «Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание актуально в наше время. А также воспитатели ещё раз вспомнили задачи патриотического воспитания.
На втором занятии с воспитателями проводилась игра в КВН на тему: «История, традиции и культура народов России. Далее для воспитателей проводились дидактические игры: «Назови правильно», «Разрезная картинка». Далее воспитатели вспомнили пословицы о Родине. Так же среди воспитателей была распространена консультация на тему: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы». А воспитатели предоставили отчёты по теме: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста».
На третьем занятии воспитатели повторили этапы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, средства патриотического воспитания, методы патриотического воспитания, формы патриотического воспитания.
В завершении семинара-практикума каждый педагог поделился своим опытом работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Каждый педагог из семинара-практикума почерпнул, что-то новое для своей педагогической деятельности в воспитании и обучении детей на определённом возрастном периоде.
И.о.заместителя заведующего по ВМР Жаплова В.Н.