МБДОУ ЦРР дет. сад№21
Воспитатель: Путырская Н.А.
Ежедневно во время прогулки дети моей группы принимают участие в уборке территории своего участка. И каждый раз у них возникают вопросы: откуда берётся столько мусора? Один раз в неделю на территорию детского сада приезжает мусоровоз и дети спрашивали: «Куда вывозят мусорные контейнеры?» Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему» я обратилась к методу проектов – одной из немногих технологий, выводящих педагогический процесс за стены детского сада в окружающий мир, природную и социальную действительность.
Цели и задачи проекта:
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Учить в корректной форме выражать своё отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения. Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Предполагаемые результаты:
Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели.
Этапы работы над проектом:
Первый этап. Экологическая разведка (поисково-исследовательская деятельность).
Во время прогулок, целевых походов, экскурсий и повседневных наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, парка, поймы реки Челбас и т.д), делали соответствующие выводы. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш посёлок, улица, территория детского сада были чистыми и ухоженными?», высказывали свои предположения.
Второй этап. Реализация проекта.
С детьми проводились:
— беседы и образовательная деятельность по разным видам деятельности;
— чтение художественной и публицистической литературы по теме;
— просмотр видеосюжетов;
— сюжетно-ролевые, дидактические игры, тренинги;
— театрализованные представления, досуги, праздники;
— труд в природе;
— работа в экологическом классе «Мусорное рукоделие».
— экологические акции «Чистый участок», «Чистая улица», «Мы – хозяева Земли», субботники, дни охраны окружающей среды;
— агитационные мероприятия.
Третий этап. Подведение итогов.
Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:
— экологическое просвещение. Информация по темам: «Экологическая ситуация в посёлке», «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Правила поведения в экстремальных условиях», «Экология жилища», «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;
— совместная деятельность с детьми: участие в экскурсиях, субботниках, деловых играх;
— работа в экологическом классе (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);
— агитационная работа: помощь в оформлении папок – передвижек: «Здесь были люди…», «Жалобная книга природы», «Любимые уголки природы нашего посёлка».
Образовательная деятельность по экологии:
«Как помочь нашей планете?»
Цель: Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Учить разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).
Материал и оборудование: мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылки и жестяные банки из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из-под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга,консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (огрызок яблока, сухарик). Ящик с землёй, клеёнка, таз с водой, резиновые перчатки, совок — на каждого ребёнка.
Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Две девочки». Беседа «Какой вред природе может нанести консервная банка?» Разучивание стихотворения А.Усачёва «Мусорная фантазия». Помощь дворнику в уборке территории детского сада. Домашнее задание: понаблюдать, много ли мусора выбрасывают члены вашей семьи в течениидня. Какой вид мусора преобладает в вашем мусорном ведре? Попросить бабушку или дедушку рассказать о сборе и переработке макулатуры. Посмотреть рубрику «Очумелые ручки» в телевизионной передаче «Пока все дома» и вместе с родителями сделать какую-либо поделку.
Ход: Воспитатель: Каким важным делом мы занимались вчера во время прогулки?
Дети: Помогали дворнику убирать мусор.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда берётся мусор?
Дети: Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки и другое.
Воспитатель: Что произойдёт, если мусор не убирать? Как назвать мусор другими словами?
Дети: Сор, отходы, хлам, бросовый материал.
Воспитатель: Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором.7
Дети: На свалку!
Воспитатель: Как вы думаете, свалка – это хорошо или плохо?
Дети: Свалки мусора нужны, но они загрязняю землю, воздух, и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.
Воспитатель: Твёрдых бытовых отходов, кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки. Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко содержат высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Огромная мусорная свалка находится недалеко от города Кропоткина на пустыре за станицей Кавказской. Рядом с ней зимой и летом можно видеть стаи галок и грачей. Почему они не улетают зимой в тёплые края?
Дети: Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.
Воспитатель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора. Вспомните, как писал поэт А. Усачёв в стихотворении «Мусорная фантазия».
Дети: Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда начнут летать в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в детский сад не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы. Много ли накопилось отходов на сегодняшний день? ( дети надевают резиновые перчатки. Воспитатель расстилает на полу плёнку и выкладывает на неё содержимое корзины).
Воспитатель: Посмотрите, какую красивую коробку из-под конфет мы выбросили. Как вы думаете, сколько денег было затрачено на её изготовление? Из чего получают картон? Картон, фольга, краски, использованные при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших её, — стоят чуть дешевле упакованных в неё конфет. На изготовление этих баночек для сока тоже затрачено много труда и денег. Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы?
Дети: Они сделаны из разных материалов. Их по-разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы.
Воспитатель: Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать? В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?
Дети: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.
Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? Чтобы узнать, кто из нас прав, проведём опыт: закопаем в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдёт с этими предметами.(закапывают)
Воспитатель: В Американском штате Кентукки придумали героя детских книг – супермена по имени Рэй Цикл. Он помогает ребятам освобождать городские свалки от предметов, которые перерабатывают и используют вторично. При правильной сортировке и переработке мусора получается много ценных вещей. Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно вторично использовать? Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?
Дети: Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.
Воспитатель: Что рассказали вам бабушки и дедушки про сбор и переработку макулатуры? В вашей семье собирают и сдают макулатуру? Что такое металлолом? Как его перерабатывают? Кто из ваших знакомых сдавал в приёмный пункт металлолом? (ответы детей). А что делать со стеклянной бутылкой?
Дети: Её можно вернут в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова разливают в них сок, молоко, кефир, а разбитые бутылки переплавляют в новые.
Воспитатель: Как можно использовать пластиковые бутылки?
Дети: Разрезать пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить кормушки для птиц.
Воспитатель: Можно ли как-нибудь использовать сломанные игрушки? Расскажите, что делает из ненужных вещей Андрей Бахметьев в передаче «Очумелые ручки». (ответы детей) А сейчас посмотрим, как используют мусор в далёкой Японии. (дети просматривают видеозапись об использовании мусора в Японии при создании инсектария (зоопарка для насекомых) на одном из искусственных островов, построенном из отходов).
Воспитатель: Попробуем повторно использовать что-нибудь из предметов, оказавшихся в наше мусорной корзине. Посмотрите, как много в ней бумаги… Сделаем из этой макулатуры новую бумагу? Изготовление бумаги – процесс длительный. Сначала надо измельчить макулатуру и замочить её в воде. (дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой).
Воспитатель: Накроем таз плёнкой, пусть бумага размокнет. Завтра мы взобьём бумажную массу миксером, добавим в неё белила, немного обойного клея и процедим получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стечёт, а оставшуюся бумажную массу мы равномерно разложим на тканевой салфетке. Накроем её ещё одной салфеткой и поставим сверху что-то тяжёлое. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладим её утюгом и будем на ней рисовать. Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.
Воспитатель: Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, посёлок, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОСУГ «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ»
Участники: дети и их родители.
В один из вечеров перед детьми внезапно появляется Лесовичок с мешком в руках. Он ахает и охает.
Воспитатель: Здравствуй, лесовичок! Что ты здесь делаешь? Почему так часто вздыхаешь?
Лесовичок: Здравствуйте, люди добрые! А дело-то у меня невесёлое… Даже, можно сказать, грустное.
Воспитатель: Ну-ка, расскажи всё по порядку!
Лесовичок: Пришла тут недавно в мой лес весёлая компания: ребятишки, их мамы и папы. Стали в игры играть, конкурсы интересные проводить. Весело! Хорошо! Полюбовался я на них из-за кустика да и пошёл своей дорогой. А сегодня пришёл на свою любимую полянку и не узнал её! Кругом фантики от конфет валяются, баночки какие-то разноцветные, бутылочки… Теперь собираю мусор в мешок. Куда всё это девать?
Воспитатель: Да уж, история невесёлая! Дети, а вы что об этом думаете?
Дети: Нельзя так себя вести в лесу! Если съел конфетку, то бумажку нужно уносить с собой, а потом в урну выбросить! Мусорить нигде нельзя: ни в лесу, ни на улице, ни дома!
Воспитатель: Лесовичок, я придумала, как мы можем тебе помочь!
Лесовичок: Как же?
Воспитатель: Давай твой мешок. (Берёт мешок, заглядывает в него) Да тут много полезных вещей!
Лесовичок: Да я же, вроде, только мусор собирал!
Воспитатель: Давай поступим так: ты нам свой мешок оставишь, а потом зайдёшь посмотреть, что из этого мусора получилось.
Лесовичок: Интересно-интересно! Ну я пошёл, будьте здоровы! Зайду как-нибудь. (уходит)
Воспитатель: Я не зря взяла у Лесовичка мешок. Здесь много разноцветных баночек и бутылочек из-под йогурта, и я знаю, как из них смастерить интересные поделки. Хотите попробовать сделать их своими руками?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: У меня есть картинки, на которых нарисованы поделки и написано, как их изготовить. (Достаёт рисунки с инструкциями). Выберите картинку с поделкой, которая вам понравилась. Можно взять несколько картинок. Перед вами баночки от йогурта, бутылки, цветная бумага, маркеры, пластилин, трубочки для питья сока, бельевая верёвка, проволока, бечёвка, картон и другое. Принимаете моё предложение?
Дети: Да, принимаем!
Родители с детьми расходятся по своим рабочим местам, читают и рассматривают инструкции и приступают к работе.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый макет летнего луга и речки получился! Здесь разместилось столько разных персонажей!
Раздаётся стук в дверь, входит Лесовичок с корзиной в руках.
Лесовичок: Красотища какая! Только не пойму, из чего всё это сделано?
Дети: Это всё из мусора – баночек и бутылочек!
Лесовичок: Вот затейники! Я бы ни за что не догадался! Раз вы так мастерить горазды, то примите от меня подарок – корзинку с шишками и желудями. Вы из них тоже что-нибудь интересное сделаете. А я – домой, в свой лес! Счастливо оставаться!
Воспитатель: Спасибо Лесовичок! До свидания! (Лесовичок уходит)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в в уже известную игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение о ваших поделках, и там, где я остановлюсь, вы вставите подходящее слово.
Звучит аудиозапись «Звуки летнего луга».
Далеко-далеко на лугу пасутся ко- Сколько солнца!
В пятнышках… коровы, Сколько света!
Чтоб пили дети молоко Сколько зелени кругом!
Были все… здоровы! Смастерив, друзья, всё это,
Тех коров пастух пасёт, Вспоминаем наше… лето!
За ними следом он… идёт. Теперь споём все вместе
Рядом с ним пёс Дружок весёлую песенку о лете.
Выбегал на бережок. Дети и взрослые поют
А на травке у реки «Песенку о лете»
Ловят рыбку… рыбаки. Муз. Е. Крылатова,
У кота, сомненья нет, сл. Ю. Энтина
Будет вкусный… обед!
Он сегодня гостя ждёт
Из далёкой Африки:
Тигр-родственник плывёт
На маленьком… кораблике!
Поют хором на опушке
Развесёлые… лягушки!
Аист их пришёл послушать:
-Лягушат не буду… кушать!
Под берёзкой скачет птичка,
В восхищенье синичка:
Какой красивый мухомор,
На красном – беленький… узор!
Прилетели две букашки
Далеко-далеко на лугу пасутся ко-,
В пятнышках коровы,
Чтоб пили дети молоко
Поют хором на опушке
А на травке у реки
Ловят рыбку… рыбаки.
У кота, сомненья нет,
На деревьях скачут птички,
Какой красивый мухомор,
На красном – беленький … узор!