Педагогами МБДОУ ЦРР — д/с № 21 разработаны и утверждены методическим центром авторизованные программы «Русский музыкальный фольклор», «Театр, творчество, дети», «Родину любить — счастливым быть», «Воспитание экологической культуры посредствам общения с природой», которые способствуют всестороннему развитию ребенка.
Программа «Театр, творчество, дети».
Театральная деятельность разносторонне влияет на личность ребенка, позволяет использовать ее, как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и общения.
В процессе работы совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка, перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественного воспитания. Она также является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмоций — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В театрализованных играх — представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, находка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями произведения. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно — речевого, музыкально — игрового, танцевального, сценического).
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе, для этого мы ставим перед собой цели и задачи.
Программа «РАСТИ ЗДОРОВЫМ»
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период в жизни человека — период дошкольного детства — формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственности.
Жизнь неизбежно столкнет ребенка, с какими — то испытаниями. И что бы это ни было — резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.
Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливается все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые требования. Здоровье — важнейшее предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.
Программа «Расти здоровым» — это комплексная система физического воспитания детей, помогающая решить вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания и органично вписывающаяся в жизнь детского сада.
Данная программа предусматривает комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.), эффективно воздействующие на детский организм.
Программа «Воспитание экологической культуры детей посредствам общения с природой»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменение, нарушение, экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об ее охране.
В нашей стране охрана природы — дело государственной важности. В конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края. Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Оно включает игровую изобразительную, деятельность, моделирование и другое. Рекомендуемые методические приемы применялись у нас в детском саду. Результаты показали, что предложенная программа способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
Программа «Родину любить — счастливым быть».
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в
народных праздниках, использование народных игр духовно
обогащают ребенка, воспитают гордость за свой народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети
хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и
культуру своего народа в нашем детском саду была создана
программа « Родину любить — счастливым быть».
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения в поведении становятся нормой, и в немалой степени растеряв свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека: терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности — вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Занятие по данной программе не нацелены на то, чтобы дети в дальнейшем стали археологами и историками. Ее основная цель зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, помочь нам взрослым, воспитать патриотов своей страны.
В основу программы положены следующи6е принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятия, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально — психологического комфорта для детей.
3. Уважение к личности каждого ребенка.
Данная программа предусматривает всестороннее развитие ребенка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое.
В результате реализации этой программы у детей должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки.
1. Дети должны знать, любить и уметь играть в русские народные игры.
2. Должны использовать в активной речи русский фольклор (пословицы, поговорки, прибаутки и т. д.)
3. Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
4. Принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников.
5. Должны знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
6. Знать историю русского костюма, его элементы.
7. Уметь различать изделия разных народных промыслов.