«Планета Земля в опасности»

Конспект ООД по экологическому воспитанию в подготовительной группе  на тему:

Воспитатель: Путырская  Н.А. 

Программное содержание: закрепить знания детей о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Уточнить и расширить знания о том, что кроме воды на Земле есть материки- твердая земля-суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. Дать представления о том, что карта – это изображение нашей земли, которую используют для определения направления в путешествиях. Уточнить знания о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на карте по- разному (цвет).
Закрепить знания о живых существах, которые обитают на планете: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают животные, живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.


Учить детей отмечать на карте разные зоны материков тем или иным цветом, объяснять, почему выбран тот или иной цвет. Соотносить цвет с определенной цифрой (1-зеленый, 2-желтый, 3-коричневый). Аккуратно закрашивать цветовые зоны на материках. Правильно пользоваться кистью и красками.
Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. Дать знания о том, что планета Земля в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Уточнить знания о том, как и на чем можно путешествовать. Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.
Развивать познавательные интересы к окружающему миру, экологическое мышление, внимание.
Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида, Северный Ледовитый океан, полюс, карта, сигнал бедствия –SOS, экологи, необитаемая суша.

Методические приемы: беседа, вопросы и ответы, объяснения, загадывание загадки, сюрпризный момент – появление Старика Хоттабыча.

Предварительная работа: работа с глобусом, знакомство с планетой Земля, ее характерными особенностями. Рассматривали карту с изображением Земли. Беседовали на темы: «Наш родной город — Кропоткин», «Столица нашей родины — Москва», «Россия- страна в которой мы живем».

Материал к занятию: карта с голубым фоном, белые контуры материков, флажки SOS, краски: зеленая, желтая, коричневая; клей, кисти, клеенка, салфетка, треугольники красный и синий, фланелеграф, ковер-самолет, указка.

Организация и методика проведения занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом на ковре. Воспитатель читает загадку:
Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,

Что она – большущий шар.

(Земля)

Воспитатель:

— Правильно, планета на которой мы с вами живем называет Земля. Какая же она – наша Земля? Как она выглядит из космоса, когда на нее смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответы)

— Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать ее вокруг.

— А где мы можем увидеть всю землю сразу? (на глобусе)

— Если мы отправимся в путешествие, что мы можем взять с собой в помощь, чтобы знать, куда нам направиться? (ответы)

— Правильно, карту. Карта – это изображение Земли, которая всегда помогает путешественникам в пути определить где они находятся и куда дальше направляться.

— А на чем можно путешествовать?(ответы)

— Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по планете Земля. А поможет нам в этом вот эта бутылка, стоит ее только открыть и появится… Как вы думаете кто? (ответы) Вот сейчас мы это и проверим. (открывает бутылку, раздается отвлекающий звук)

Появляется старик Хоттабыч с ковром в руке (в ковре завернута карта)

— Здравствуйте, старик Хоттабыч!

Хоттабыч: «Здравствуйте, зачем вы, о несравненная, меня позвали»?

Воспитатель: «Мы с детьми хотим отправиться в путешествие по планете Земля, Вы не поможете нам в этом?»

Хоттабыч: «С удовольствием, мой ковер-самолет всегда со мной».

Воспитатель: «Но нам еще нужна карта»

Хоттабыч: «А у меня и карта есть, я вам ее даже подарю (разворачивает ковер, достает карту), вот только от старости она выцвела и на ней кроме контуров ничего уже не видно».

Воспитатель:

— Не беда, мы с ребятами быстро все исправим. А Вы, уважаемый старик Хоттабыч присаживайтесь и отдохните. Дети, что же есть на нашей планете Земля? (ответы)

— Прежде всего на Земле есть два полюса. Как они называются? (ответы)

Один Северный, другой Южный. Северный сверху земного шара (показывает). Южный – внизу. Мы их обозначим небольшими вышками (башенками): Северный – синей, а Южный – красной. Что есть еще на планете? Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Слышали про них? Может быть знаете, как называются некоторые? (ответы)
Вот поэтому вся карта раскрашена голубым цветом (голубой похож на воду). Сейчас карта одинаковая, как будто вся Земля покрыта водой. Но что же еще есть на нашей Планете кроме морей и океанов? (ответы)
— Что есть еще на планете Земля, кроме морей и океанов? (ответы)
— Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша. Я вырезала их из бумаги, буду вам показывать и называть. Вы поможете мне их приклеить на карту. Вот самый большой материк (показ).Это вместе Европа и Азия. Они не разделены океаном. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу. (Дети помогают наклеить.) Вот следующий материк –Африка (показывает). Что-нибудь знаете про Африку, слышали про нее?
— Африка расположена посередине земного шара, немного ближе к Южному полюсу (приклеивает). Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показывает Америку). Кто-нибудь знает, как называется этот материк? (ответы).

— Америка состоит из двух частей: верхняя часть – Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Она протянулась по всему земному шару –от Северного полюса к Южному (приклеивает вместе с детьми.)

— Кто знает, что есть на полюсах земного шара? (ответы) Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. Повторите. (Дети повторяют.) На южном полюсе еще холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида. Давайте его приклеим на карту. (приклеивают.)

— Остался последний материк. Он небольшой это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию? (ответы). Эта суша, как большой остров окружена со всех сторон океаном. (Приклеивают).

— Теперь посмотрите на карту и скажите какого цвета больше? (ответы). Чего больше на нашей планете Земля воды или суши? (ответы)

— Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суше. Кто же живет в морях и океанах? (ответы.) А на суше живет кто-нибудь? Кто же? (ответы)

Конечно, на всех материках обитает много живых существ: растут растения, живут большие и маленькие животные и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема- Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить постоянно. Только некоторые животные обитают около берегов океана. Об этом мы поговорим в другой раз. А сейчас надо закончить изготовление карты. Если моря и океаны у нас голубые, то сушу тоже надо раскрасить. Там, где она покрыта постоянно снегом, оставим ее белой. Кто покажет, какая суша останется белой. (Дети показывают.)

— Да, Антарктида, еще северная часть Америки, Европы, Азии. Это места, где нет никакой цифры. Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зеленых растений, мы закрасим зеленым цветом. Это места отмечены цифрой 1. Это в Европе и Азии, Австралии, частях Северной и Южной Америки. (Дети помогают закрасить.)

— В средней части земного шара совсем наоборот, чем на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (ответы)

— Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Давайте пустынную часть Африки закрасим желтым цветом. На карте эти места отмечены цифрой 2.Юг Северной Америки тоже весь в пустынях, его мы также закрасим желтым цветом.

— А там, где стоит цифра 3, мы раскрасим коричневым цветом – это места, где на материках расположены горы. (Чтобы детям было легче закрашивать, им предлагается в помощь таблица с цифрами и цветами). Вызывается по 3 ребенка, для раскрашивания каждого цвета.

— Вот теперь наша карта получилась разноцветной. Мы знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), а где вода – океаны и моря. (Все рассматривают и любуются картой).

Старик Хоттабыч по ходу занятия поощряет детей за сообразительность, имеющиеся знания, умения.

— А где же на земном шаре живем мы с вами? Как называется наша страна и на каком материке она находится? (Ответы.)

— Я покажу вам, где находится Россия. (Показывает, обводит границу.)

— Россия расположена вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на карте. Кто знает, как называется главный город России? (Ответы.)

— Правильно, Москва. Смотрите, где она находится. (Приклеивает слово «Москва»).

— Где же находится наш посёлок  в котором мы живем и как он называется? (Ответы) (Воспитатель приклеивает название «М.Горький»).

— Теперь вы знаете, что такое карта, где на ней находится наша страна, наш родной посёлок.

— А теперь давайте вместе со стариком Хоттабычем облетим на ковре самолете вокруг Земли и полюбуемся на нее. (Проводится реалаксация под музыку. Детям предлагается сесть на ковер, закрыть глаза).

— Давайте представим, что мы взлетели на ковре высоко-высоко в небо и парим рядом с птицами, рядом с облаками. В лицо нам повеял легкий, теплый ветерок и мы видим как красива наша земля. Мы пролетаем над морями, океанами, теперь мы летим над горами и лесами. Как красиво вокруг!

— А теперь откройте глаза и посмотрите на эту картину, сколько здесь красивых и ярких цветов (на фланелеграф выставляется цветовая картинка). Как будто в этих красках отразилась наша земля. Правда?

Послушайте стихотворение:

Мы видим картину- кругом чистота,
Вокруг синей глади зеленеет трава,
Но движется время, меняется век
И начинается новый разбег.
Идет человек по земле не спеша,
И пропадает за ним чистота,
А на картинке не видно нигде
Белого цвета в помине уже.
Движемся дальше и видим тогда
Как человек вырубает леса.
И снова картина, чего же здесь нет?
Зеленого цвета исчез даже след!
Картина теряет свою красоту,
Черный все больше стал на виду.
Выросла фабрик, заводов гряда
От них появилась на небе беда
Пора на картине и цвет поменять-
Там голубого уже не видать.
Но человек не спешит понимать,
Что катастрофы не избежать.
Он снова природе наносит урон
Животных уже истребляет он
Оранжевый цвет на рисунке исчез навсегда
Осталась нетронутой только вода,
Но люди уже добрались и туда
И пятна от нефти покрыли моря.
Исчезла природа, пропали цвета
И на картине не та красота.
Берегите землю! Берегите!
— Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы.) Оказывается не все так уж прекрасно на нашей планете Земля.
— Наша планета в опасности! На ней много больных мест. Как это получилось? (Ответы.)

— Да, люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки и моря и их загрязняют. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа! Наша планета в опасности! Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (Ответы.) Я вам скажу – SOS. (показывает). Это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе карты установим флажок с сигналом SOS. Мы с вами будем знать , что планете требуется помощь, ее надо спасать общими усилиями (прикрепляет флажок).

Как же мы можем помочь нашей природе? (Ответы.)

— Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать как живут живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются, которые называются экологами. Повторите все вместе – ЭКОЛОГИ. Хотите стать маленькими экологами? (Ответы)

— Тогда, мы с вами на каждом занятии будем путешествовать по планете Земля с помощью карты, которую мы сделали сегодня, узнаем много нового о нашей планете ,и будем учиться оберегать и лечить нашу Землю. Будем делать добрые дела ,и к концу этого года вы все станете «юными экологами».

Хоттабыч: «Ну, за то, что вы такие молодцы, так много знаете о планете Земля, я хочу сделать вам подарок – вот этот глобус. А мне пора в свою сказку. До свидания!»

— Спасибо ! До свидания! Ну, как, понравилось вам наше путешествие? (Ответы)
— Вам задание на дом: поговорите с родителями о нашем посёлке. Спросите: в опасности наш посёлок или нет? Что ему угрожает? Завтра скажете, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять