Цели и задачи основной общеобразовательной программы
дошкольного образования МБДОУЦРР-Д/С №21
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, обеспечивающих достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом.
Программа основывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР-д/с №21
-направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие — обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; — соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
— строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; — обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей; — предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе; — учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; — обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования; — направлена на взаимодействие с семьей.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР-д/с-№21 является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса. Основные положения программы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666, приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказом министерства образования и науки от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Основная общеобразовательная программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей, а не только образование, с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и опирается на научные принципы её построения:
Концепция — это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединённых фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В качестве научной основы нашей концепции мы использовали труды известных теоретиков и практиков в области психологии, педагогики, теории управления: Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Л.С.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, В.Г. Асеева, М.М. Поташника, Ш.А. Амонашвили. Ведущими гуманистическими идеями, определившими разработку концепции являются:
-идея развития;
-идея демократизации;
-идея гуманитаризации;
-идея рационализации,
-идея системности;
-идея дифференциации и индивидуализации;
-идея непрерывности образования;
-идея совместной и ведущей деятельности;
-идея раскрытия личного потенциала;
-идея интеграции и координации.
Гипотеза: Социально-педагогический фактор развития личности ребёнка определяется нами как социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если: — учитывается социально-педагогический потенциал микросоциума;
-деятельность детей включает формирование первичных потребностей и предпосылок освоения окружающего мира;
-социально-педагогические условия направлены на развитие у ребёнка его эмоциональной сферы и саморегуляцию возможностей.
Цель концепции:
Создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребёнка, раскрытия его способностей и его саморегуляции; обеспечения чувства психологической защищённости.
В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности детского сада. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих технологий. В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив принял:
Принцип гуманизации предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ребёнка. Мера этого развития выступает как мера качества труда педагога и детского сада в целом. Отражение принципа гуманизации в детском саду означает:
-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка;
-признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка;
-недопустимость осуждения ребёнка при необходимости осуждения его поступков;
Принцип деятельного подхода. Согласно теории Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребёнком основывается на признании его предшествующего развития, учёте его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, представляет возможность саморегуляции.
Принцип личностного подхода в воспитании. Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит своё место в системе воспитательного процесса. Каждый воспитанник — личность, которую уважают и принимают. В ДОУ обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Принцип дифференциация и индивидуализации воспитания и обучения
обеспечивают развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей его развития.
Принцип развивающего характера образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития.
Принцип непрерывности образования требует связи всех ступеней образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп и требует не только и не столько овладения детьми определённым образом информации, знаний, сколько воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений их удовлетворять. Приоритетный уровень развития каждого ребёнка позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.
Принцип инновационности образования реализуется путём перевода коллектива детского сада в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых педагогических технологий.
Принцип системности. Основная общеобразовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы.
Принцип управляемости реализацией программы предполагает постоянное её регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Руководствуясь вышеуказанными положениями, коллектив МБДОУ ЦРР-Д/с№21 решает следующие цели и задачи:
Цель МБДОУЦРР-Д/с №21— обеспечить полноценное всестороннее развитие личности каждого воспитанника.
Задачи: — сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; — формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности; — воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; — обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития воспитанника; — создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям; — осуществление необходимой коррекции в речевом развитии ребенка в условиях логопедической группы, коррекции и профилактики недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. — использование инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
Задачи деятельности МБДОУ ЦРР-Д/С №21 по физическому развитию воспитанников:
- расширить индивидуальный двигательный опыт воспитанников;
- развить физические качества воспитанников (ловкость, быстроту, выносливость, силу и других), координацию движений, равновесие, умения ориентироваться в пространстве, сформировать способность к самоконтролю за качеством выполняемых движений;
- сформировать правила безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности и ситуациях (на улице, на природе, в общественных местах и др.);
- развить самостоятельность детей в области гигиенической культуры и культуры еды.
- обеспечить развитие тонких моторных координаций, физической работоспособности, необходимой для успешного обучения в начальной школе;
- повысить эффективность работы по профилактике простудных заболеваний, реализации плана физкультурно-оздоровительной работы в группах;
- организовать просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.
Задачи деятельности МБДОУ ЦРР-Д/с №21 по социально-личностному развитию воспитаников:
- обеспечить формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- создать условия для формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях;
- сформировать первоначальные представления о макросоциальной среде, о деятельности людей и явлениях общественной жизни;
- усилить внимание к развитию умения самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры;
- создать условия для развития инициативности, самостоятельности и произвольности, способности к фантазии, воображению, проявлению творческих способностей в разных видах детской деятельности (игре, общении, конструировании, рисовании, лепке и др.), в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач;
- создать условия для эмоционально-позитивного общения детей друг с другом, формирования этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественные качества, уважения к взрослым, ответственного отношение к выполнению поручений, стремления к справедливой оценке своих поступков и поступков других людей;
- развить доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека, чувство собственного достоинства;
- обеспечить развитие у детей интереса к труду взрослых, желание трудиться, освоение навыков элементарной трудовой деятельности;
- создать условия для развития интереса и желания учиться в школе.
Задачи деятельности МБДОУ ЦРР-ДС №21 по художественно-эстетическому развитию воспитанников:
- развить интерес к различным видам искусства, сформировать первые представления о прекрасном в жизни и искусстве;
- создать условия для формирования художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;
- развить индивидуальные творческие способности в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;
- осуществить обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развить сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
- создать условия для приобщения детей к лучшим образцам художественной мировой культуры;
- осуществить знакомство детей с героями книг, писателями, поэтами, учить обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного.
Задачи деятельности МБДОУ ЦРР-Д/с №21 по познавательно-речевому развитиювоспитанников:
- развить интерес к предметам и явлениям окружающей действительности, жизни и деятельности человека, местам обитания животных и растений;
- познакомить детей с предметами быта необходимыми человеку, их функциональным назначением;
- сформировать первоначальные представления о явлениях природы, суточных и сезонных и пространственных изменениях в природе;
- сформировать экологические представления, ценностные основы отношения к окружающему миру;
- развить способность устанавливать причинно-следственные связи, действовать самостоятельно и творчески, экспериментировать, моделировать, наблюдать; использовать символические средства познания (мнемотаблицы, схемы, карты и пр.);
- сформировать готовность участвовать в элементарной учебной деятельности (слушать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата);
- развить готовность к последующему освоению содержания начального образования на основе представлений об окружающей действительности и развития основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Задачи коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения МБДОУ ЦРР-Д/с №21
Осуществить комплексную коррекционно-воспитательную работы с детьми с общим
недоразвитием речи.
- Осуществить комплексную систему психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающее воспитание детей с нарушениями развития.
Задачи МБДОУ ЦРР-Д/с №21 по взаимодействию с семьями воспитанников:
1. Внедрить различные форм сотрудничества с семьей и социальными институтами для обеспечения полноценного развития ребенка.
2. Включить родителей во взаимодействие с ДОУ в процессе развития интереса к малой родине на основе использования интернет-сайта.