Воспитатель Шатохина Екатерина Юрьевна
Цель:расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
Задачи:
Обучающая:
- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды
- учить рассуждать, аргументировать суждения
Развивающая:
- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе
- воспитывать экологическую культуру.
Оборудование:
Слайды презентации, компьютер,лепестки цветка с заданиями, серединка цветка; аудиозапись с голосами зверей; мяч; карточки с кружками белого, зелёного, красного, жёлтого цвета; атрибуты для игры «Собери мусор», «Можно-нельзя», макеты Земли, готовые фигуры животного и растительного мира, клей, салфетки.
Предварительная работа:
- беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля»
- труд в природе
- просмотр презентаций «В мире животных», «Наша планета Земля».
Ход занятия.
Что за чудо — чудеса!
Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки)
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки)
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях)
Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки)
Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки)
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и скажите: «Давайте дружить». Вчера в новостях сообщили, что наша планета находится на грани экологической катастрофы. Окружающая среда Земли в опасности! (слайды презентации)Что такое окружающая среда? (ответы детей)
Воспитатель: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют. Ребята, скажите, а что такое дом? (Ответы)
-Наша планета, это наш общий дом. Наш дом -это не только наш дом где мы живём, но и наш двор, наша улица, посёлок, страна! И мы должны бережно относиться к нашему дому. Кто нам помогает содержать дом в чистоте?
Воспитатель: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны — так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. (слайды презентации)
Как вы думаете, каждый из нас может помочь природе? Как может охранять её? (Ответы детей: не рвать цветы, не ломать ветки у деревьев и кустарников, не разрушать гнезда, не ловить бабочки, не наступать на грибы, не бросать мусор, бутылки в воду и не разбрасывать в лесу (тундре) и т.д.). Правильно. Каждый человек для сохранности планеты, должен бережно относится к природе родного края, своей малой Родины. А как называется наша малая Родина?
Воспитатель:Ребята, существует профессия — эколог. Экологи — защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. (слайды презентации)
В природном государстве есть клуб «Юные экологи». Хотите и вы попасть в этот клуб, чтобы помогать нашей планете? Чтобы стать его участником, вы должны собрать волшебный цветок и пройти все испытания. А задания эти спрятаны на лепестках волшебного цветка. В конце мы этот цветок увидим. Ну что, вы готовы пройти испытания? А сначала нам нужно набраться сил!
Физминутка:
Станем мы деревьями,
Сильными большими. (Руки на поясе)
Ноги — это корни,
Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Пальцы в замок)
Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Воду доставали.
Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой
В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)
Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)
Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)
Вместе им не страшно,
если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)
Воспитатель:1 лепесток.
Хлам на тропинке, отбросы в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе — должна быть везде.
Игра «Собери мусор».
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор). В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор), в желтый — деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор), в зеленый — пищевые отходы (безопасный мусор).
Воспитатель:2 лепесток.
Ребята, возьмите на столе карточки, приготовленные для этого задания. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны поднять карточку нужного цвета. Если загадка будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.
- Солнце припекает, цветы расцветают.
Бабочки порхают, ягоды поспевают.
Когда это бывает?
- Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.
- Тает снег, звенят ручьи, всё сильней потоки.
И летят уже грачи к нам из стран далёких.
- Седая хозяйка тряхнёт перинки – над землёй снежинки.
- Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
-Молодцы! Хорошо знаете времена года. Второе задание выполнено. У нас уже есть два лепестка.
Воспитатель:3 лепесток.
Игра «Узнай и назови зверя по голосу».
А теперь, ребята, нам нужно угадать голоса зверей, которые живут в нашей стране.(слайды презентации)
—Молодцы, справились с заданием! Крепим и этот лепесток.
Воспитатель: 4 лепесток.
Игра «Если можно хлопни, если нет –топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в природе получаете следующий лепесток.
Воспитатель: 5лепесток. «Воздух. Земля. Вода»
—А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая так и называется «Вода. Земля. Воздух». Нам понадобится мяч. Я буду бросать мяч и говорить или воздух, или вода, или земля. А вы в ответ бросаете мне его и называйте птиц, рыб и животных, которые обитают в природе нашего края. (Бросает мяч и говорит: «Воздух». Ребенок должен поймать мяч и бросить назад ведущему, назвав живое существо (птицу или насекомое), которое летает по воздуху. Если ведущий говорит «земля», то в ответ нужно назвать живое существо, которое обитает на земле. Если говорит «вода» — нужно назвать все, что живет в воде (рыбы, животные, пресмыкающиеся).
— Вы снова хорошо справились с заданием. Крепим и этот лепесток.
Воспитатель: 6 лепесток.
Проводится малоподвижная д/и «Можно — нельзя». (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч). (Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)
-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?
— Молодцы!
Воспитатель: 7лепесток.
А теперь нам нужно помочь нашей планете в её обновлении и восстановлении природы. Перед вами макеты Земли без окружающей среды. Поможем нашему дому! (Дети делятся на подгруппы и приступают к работе. приклеивают на макеты обитателей Земли: растительный и животный мир)
На такой планете вы хотели бы жить?
Есть одна планета — сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету —
Ведь другой похожей нету!»
(Я. Аким)
— Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы! С вашей помощью, у меня появился такой красивый цветок. Я с радостью принимаю вас в свой клуб и награждаю заслуженными медалями «Юные экологи».
-Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
-Поздравляю вас с тем что вы вступили в клуб «Юные экологи»!