Подготовила: воспитатель
МБДОУ ЦРР Д/с № 21
Шатохина Екатерина Юрьевна
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский
В возрасте 2-х лет, когда дети поступили в детский сад, мне пришлось столкнуться с проблемой, где большинство ребят не умеют работать с красками, пластилином и даже вообще боятся это делать. В ходе бесед с родителями выяснила, что у некоторых детей дома вообще нет красок, пластилина, а если они и есть, то родители неохотно предоставляют их детям, потому что результаты их продуктивной деятельности оставляют следы не только на бумаге, но и на стенах, диванах и другой мебели.
Привить любовь к рисованию и лепке, выработать устойчивый интерес к изо-деятельности – стали главными задачами в моей работе.
При четком обучении в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства ребенок приобретает некоторые навыки, но это обучение исключает свободные творческие действия ребенка.
Не всегда кисть, карандаш, фломастер способствует развитию воображения, фантазии.
А ведь рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно!
Поэтому в работе с детьми по изо-деятельности я использую нетрадиционные приёмы и методы.
Прежде чем начать работу по данному направлению я изучила необходимую литературу, приобрела пособия. В группе создала необходимые условия.
Изо-деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- — мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- — пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- — внимания и усидчивости;
- — изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Существуют самые разные способы нетрадиционной изо-деятельности.
Давайте подробно остановимся на способах, которые я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Рисование пальчиками.
Дети испытывают восторг, когда их руки пачкаются красками непроизвольно. А, используя данную технику, ребенок может не бояться услышать замечание взрослого, ведь в данном случае, чтобы нарисовать, надо обязательно запачкать в краске пальчики.
Применяя технику рисования пальчиками, на первых этапах используем всего лишь один цвет краски и один пальчик ребенка.
Когда малыш начнет свободно действовать пальчиком в рисовании, можно начинать работать несколькими тонами красок и несколькими пальчиками.
Рисование ладошкой.
Данная техника немного подобна предыдущей, только в технике рисования ладошкой инструментом рисования становится вся ладонь ребенка.
Точечный рисунок.
Для реализации можно взять ватную палочку и краску. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками.
Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей – цветочки и ягодки.
Рисование трафаретом из яблок и овощей (картофель, морковь).
Вместе с ребенком окуните трафарет в краску, предварительно вылитую в плоское блюдце. Лишнюю краску удалите кистью. Сделайте оттиск на листе бумаге. Затем попросите малыша повторить операцию. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок примакивает смятую бумагу в гуашь и прикладывает к листу бумаги. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Рисуем пеной.
Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И набулькайте в емкости много цветных пузырей.
А потом вместе с детьми собирайте пену ложечкой или прикладывайте бумагу к разноцветной пене. И там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое, что вы с малышом можете увидеть.
Вместо красок – пластилин.
Рисование… пластилином укрепит здоровье пальчиков детей.
С малышами нужно использовать готовые фоны. Дети с удовольствием могут сначала слепить, скатать, а потом прилепить на основу пластилин. Работа получается яркой и интересной!
Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет развивать воображение, даёт свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию мелкой моторики.
У детей возникает желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Использование нетрадиционных приёмов и методов в изо-деятельности – это творческий процесс. А творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».