Краткая презентация основной образовательной программы МБДОУ на 2015-2016 образовательный период.
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — ДЕТСКИЙ САД № 21
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка — детский сад № 21(далее — МБДОУ) расположено по адресу: 352142, Россия, Краснодарский край, Кавказский район, улица Школьная, дом № 23 . Режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.30 до 18.00 часов. Деятельность МБДОУ организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ функционируют 9 групп: 3 группы для детей раннего возраста и 4 группы для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности.
Основная образовательная программа МБДОУ ЦРР-д/с №21 (далее — Программа) охватывает возраст детей от 1,5 до 8 лет.
Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.
Программа сформирована с учётом особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказов в области образования и направлена на удовлетворение потребностей:
воспитанников и родителей — в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени;
общества и государства — в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни.
Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
- Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
3. Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
4. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, формирование образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
5. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
6. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
7. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
8. Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
9. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
10. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
11. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы. - Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Проект основной образовательной программы представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы:
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в идее целевых ориентиров.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает значение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
-стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- -имеет начальные представления о здоровом образе жизни;
- -знает и выполняет правила дорожного движения;
- -владеет обобщёнными и самостоятельными способами художественной деятельности;
- -знает основные достопримечательности своего города, края;
- у ребёнка сформировано двигательное воображение;
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).
Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения основной образовательной Программы дошкольного образования по всем направлениям развития детей.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в ходе педагогической диагностики и связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений. Инструментарий для педагогической диагностики- карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
- -игровой деятельности;
- -познавательной деятельности;
- -проектной деятельности;
- -художественной деятельности;
- -физического развития.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать педагогические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Воспитанники МБДОУ – дети в возрасте от 2 до 8 лет.
Представлены возрастные особенности детей от 2 до 8 лет.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями.
Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (далее – Программа «От рождения до школы»). В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
- в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно¬-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В Программе «От рождения до школы» также представлены:
- характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
- особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Вариативная часть учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, представлена следующими парциальными программами:
1.Программа «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы Р.Б.Стёркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева. В этот курс для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребенка:
-«Ребёнок и другие люди»
-«Ребёнок и природа»
-«Ребёнок дома»
-«Здоровье ребёнка»
-«Эмоциональное благополучие ребёнка»
«Ребёнок на улице».
2.Программа «Умелые ручки», автор И.А.Лыкова (нетрадиционные техники ИЗО.
Цель программы- направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех её уровнях- восприятие, исполнительность, творчество- организуется как вхождение ребёнка в общечеловеческую культуру.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.).
В Программе содержится также описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.
Вариативная часть организационного раздела представлена описанием:
- особенностей организации образовательного процесса в МБДОУ в соответствии с приоритетным художественно-эстетическим направлением развития;
- взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства;
- взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и «социальное партнерство». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Социальное партнерство — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
В настоящее время в МБДОУ решается задача по установлению с семьями родителей партнерских отношений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, современных подходов к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, анкетирования родителей и педагогов МБДОУ на тему социального партнерства МБДОУ и семей воспитанников в МБДОУ разработана модель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников на основе социального партнерства. Модель отражает специфику организации процесса взаимодействия с семьями воспитанников МБДОУ.
Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства «детский сад — семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
- Создание документационного обеспечения взаимодействия МБДОУ и семьи на основе законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровней;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства;
3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителях) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения;
4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий;
5. Планирование и реализация психолого–педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания;
6. Внедрение эффективных технологий сотрудничества МБДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
В МБДОУ в соответствии с планом поэтапно создаются психолого-педагогические и социальные условия организации эффективного взаимодействия:
- установление интересов каждого из партнеров;
- согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности;
- совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);
- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
- владение педагогами методами обучения родителей;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения;
- обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и МБДОУ.
Организация процесса взаимодействия основана на принципах:
- значимость социального партнерства для каждой из сторон;
- единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
- равноправие и равноответственность родителей и педагогов;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- открытость и добровольность;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
Основными направлениями взаимодействия с учетом запросов и потребностей каждой из сторон являются:
1. Информационно-аналитическое (сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы МБДОУ);
2. Практическое (повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ);
3. Контрольно-оценочное направление (анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения).
Результатом реализации данной модели является единое образовательное пространство «детский сад — семья», обеспечивающее целостное развитие личности дошкольника.