Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по формированию элементарных экологических представлений «Ветер, ветер, ты могуч…»

МБДОУ ЦРР – д/с № 21
Воспитатель:  Борисова Е.Н.
поселок им. М. Горького

1

Цель:

  • Закрепить представление детей о таком явлении как ветер.
  • Расширять  и углублять знания детей о неживой природе.
  • Формировать интерес к природным явлениям.
  • С помощью флюгера определять направление ветра, и охарактеризовать его.
  • Научить определять стороны света без компаса.
  • Закрепление понятий сторон света (север, юг, запад, восток).

Обогащение словаря: ураган, тайфун, метель, буран, метеоролог, синоптик.

Ход ООД:

Воспитатель зачитывает отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:2

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Далее предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.

— Каким бывает ветер?

— Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

Назовите наиболее сильные ветры (ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

— А что умеет делать ветер? (свистеть, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде).

— Можно ли увидеть следы ветра? (ответы детей).

— А при помощи чего мы можем определить что есть ветер и куда он дует? (флюгера).

Исследовательская деятельность. 3

Наблюдение за флюгером.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть в какую сторону поворачивается флюгер при порыве ветра, в какую сторону крутится у него пропеллер.4

— Так в какую же сторону дует наш ветер? (куда поворачивается флюгер в том направлении и дует ветер).

— А как нам определить какой у нас сегодня ветер (северный, восточный, западный, южный).

— Нам надо сначала определить, где какая сторона света (север, юг, запад, восток).

— А как мы это сделаем? (с помощью компаса, мха на деревьях и т.д)

— Но всего этого у нас с вами нет, что же делать? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель загадывает загадку:

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

Солнце.

— Правильно ребята, с помощью солнышка мы сможем определить стороны света.

Все проходят на солнечную площадку. Воспитатель ставит одного ребенка спиной к солнцу, подняв руки на уровне плеч, так чтобы образовалась тень. Далее объясняет, что полученная проекция силуэта человека в полдень, точно определяет направление сторон света (в голове  — север, в ногах – юг, левая рука – запад, правая – восток). 5  6

Воспитатель добавляет, что народная пословица «Держи голову в холоде, а ноги в тепле» произошла от такого способа определения сторон света.

— Итак, ребята, направление сторон света мы с вами уже знаем, осталось выяснить куда же дует наш ветер. Предлагаю посмотреть еще раз на флюгер и нарисовать на нашей схеме стрелочку направления ветра.

— Ветер у нас сегодня восточный.

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с ветром:

Ветер тихо клен качает.

Вправо влево наклоняет.

Раз — наклон

И два — наклон,

Зашумел листвою клен.

Без имени - 1

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять