МБДОУ ЦРР – д/с № 21
Воспитатель: Борисова Е.Н.
поселок им. М. Горького
Цель:
- Закрепить представление детей о таком явлении как ветер.
- Расширять и углублять знания детей о неживой природе.
- Формировать интерес к природным явлениям.
- С помощью флюгера определять направление ветра, и охарактеризовать его.
- Научить определять стороны света без компаса.
- Закрепление понятий сторон света (север, юг, запад, восток).
Обогащение словаря: ураган, тайфун, метель, буран, метеоролог, синоптик.
Ход ООД:
Воспитатель зачитывает отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Вы волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Далее предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.
— Каким бывает ветер?
— Почему дует ветер?
Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
Назовите наиболее сильные ветры (ураганы, тайфуны, метели, бураны.)
Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.
— А что умеет делать ветер? (свистеть, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде).
— Можно ли увидеть следы ветра? (ответы детей).
— А при помощи чего мы можем определить что есть ветер и куда он дует? (флюгера).
Исследовательская деятельность.
Наблюдение за флюгером.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть в какую сторону поворачивается флюгер при порыве ветра, в какую сторону крутится у него пропеллер.
— Так в какую же сторону дует наш ветер? (куда поворачивается флюгер в том направлении и дует ветер).
— А как нам определить какой у нас сегодня ветер (северный, восточный, западный, южный).
— Нам надо сначала определить, где какая сторона света (север, юг, запад, восток).
— А как мы это сделаем? (с помощью компаса, мха на деревьях и т.д)
— Но всего этого у нас с вами нет, что же делать? (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель загадывает загадку:
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
Солнце.
— Правильно ребята, с помощью солнышка мы сможем определить стороны света.
Все проходят на солнечную площадку. Воспитатель ставит одного ребенка спиной к солнцу, подняв руки на уровне плеч, так чтобы образовалась тень. Далее объясняет, что полученная проекция силуэта человека в полдень, точно определяет направление сторон света (в голове — север, в ногах – юг, левая рука – запад, правая – восток).
Воспитатель добавляет, что народная пословица «Держи голову в холоде, а ноги в тепле» произошла от такого способа определения сторон света.
— Итак, ребята, направление сторон света мы с вами уже знаем, осталось выяснить куда же дует наш ветер. Предлагаю посмотреть еще раз на флюгер и нарисовать на нашей схеме стрелочку направления ветра.
— Ветер у нас сегодня восточный.
Воспитатель предлагает ребятам поиграть с ветром:
Ветер тихо клен качает.
Вправо влево наклоняет.
Раз — наклон
И два — наклон,
Зашумел листвою клен.