Подготовил: старший воспитатель
Борисова Е.Н.
Овладение родным языком как средством и методом общения и познания является одной из важнейших задач овладения языком для детей дошкольного возраста. Особая чувствительность к овладению языком проявляется в дошкольном возрасте:
если ребенок не овладел определенным объемом родного языка к пяти-шести годам,он,как правило, не сможет успешно продолжить этот путь на более поздних возрастных этапах.
Основную роль в развитии речи ребенка, пополнении словарного запаса, играет воспитатель и его речь,так как большую часть времени в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка общение с воспитателями является необходимым условием целостного развития. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детских садах-обучение родному языку, развитие речи и словарного запаса, речевое общение. Эта общая цель состоит из ряда конкретных задач, таких как:развитие культуры здоровой речи;обогащение,укрепление и оживление словарного запаса;улучшение грамматической точности;развитие разговорной речи;развитие связной речи;воспитание интереса к языку;подготовка к обучению грамоте. В детском саду дети дошкольного возраста овладевают важнейшей формой речевого общения-разговорной речью-путем изучения родного языка. Эти знания преподают и поддерживают воспитатели детских садов. Подражательная речь-характерная черта детей дошкольного возраста, обусловленная особенностями восприятия и мышления. Дети этого возраста не обладают способностью критически мыслить, поэтому они подражают всему, что видят и слышат в своем окружении,прежде всего,людям, которые непосредственно связаны с ними и с которыми у ребенка сложились положительные отношения. Знакомый человек,с которым ребенок непосредственно взаимодействует в этом детском саду,-это воспитатель. Его поведение,речь и внешний вид служат примером для подражания для детей. Особенности детского мышления и восприятия,сопровождающие подражание, должны использоваться в воспитании и образовании детей,особенно в обучении родному языку. Зная, что дети дошкольного возраста приобретают язык на основе устной речи через общение с окружающими их людьми,необходимо принять во внимание следующие соображения.
- Манера речи педагога служит примером для ребенка в широком смысле, прежде всего в устной речи, на основе которой происходит ежедневное общение между ребенком и педагогом.
- В группе дети практикуются в овладении русским языком, слушая речь детей. Недостатки речи учителя передаются детям, и потом уже в школе дети с трудом устраняют эти недостатки.
Условиями для выступления педагога являются.
1.Речи, обращенные к детям,должны быть дружелюбными и простыми для понимания. Для детей младшего возраста речь должна быть более красноречивой и простой. Младшие дети не могут понять аргументы, которые могут понять старшие дети, поэтому необходимо избегать ругать младших детей,но в тоже время обращаться с ними более решительно,чем со старшими детьми. Работник образования будет спрашивать младших детей, например, так:»Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не проливай воду на пол».Детям среднего и старшего возраста следует дать возможность сделать собственные выводы. Например,что-то вроде этого».Грязная»скатерть-не самая лучшая идея».Она не является»чистой».Стирка скатертей отнимает много времени. Мы должны защищать труд тех,кто стирает наши скатерти.
- Речь педагога обязана быть грамматически правильной. Однако,к сожалению,такие ошибки встречаются очень часто».Возьмите из старшей группы»(где предлог «из»заменена»с»)«.Не кладите его сюда»(«положите его сюда»вместо «не кладите его сюда»)«.Не слушайте,когда я это говорю».
- Общение с детьми требует использования выразительных средств.
Монотонная и не выразительная речь воспитателей негативно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоции,а вместе с ними и языковую культуру. Во время обеда в младшей группе воспитатель говорит детям, которые едят медленно:»Ешь, ешь быстро,жуй, глотай, не смотри по сторонам». И дети не реагируют на этот сухой и монотонный голос, повторяющийся снова и снова. Другой педагог из той же группы использует метод, который поощряет позитивное отношение к еде: «Сегодняшний суп очень вкусный. Посмотрите,как красив этот зеленый горошек!Старайтесь есть его ложкой. Это хорошо. Это вкусно»,-соглашается ребенок. Или: «Наташа сегодня хорошая девочка, она научилась есть быстро и чисто».Я тоже умею быстро есть»,-вторят дети. Учитель подтверждает:»Да,Слава, у тебя острые зубы,и ты можешь быстро жевать».Дети улыбаются и быстро заканчивают свой обед.
- Точное и убедительное изложение-неотъемлемое качество педагога.
То,как педагог говорит в группе,особенно важно,потому что направляет внимание всех детей на то, как говорит педагог. Образцы речи педагога должны применяться для решения всех задач,как в повседневном общении, так и вне, включая развитие словарного запаса и грамматически и фонетически правильную речь. Навыки, приобретенные, должны быть хорошо развиты,чтобы дети могли применять их в повседневной жизни. Однако педагоги часто не задумываются о том,как они взаимодействуют с детьми. Особенно распространенной ошибкой является «избыточность», использование языка,который не понимают. Если визуальное распознавание образца (предмета или узора)сопровождается словесным объяснением, детям будет трудно выполнить задание без него. Это связано с тем,что дети усваивают все аспекты разговора только на основе слухового восприятия,которое они слышат от преподавателя.
Эмоциональный аспект образца повышает культуру слушания и побуждает детей говорить что-то самостоятельно.
Воспитатели детского сада проводят гимнастику и двигательные игры с детьми в группе данного года обучения. Выразительные техники используются для повышения интереса детей к правильному движению. «Кролики должны идти по прямой дорожке, лес глубокий,они могут заблудиться,давайте следовать друг за другом».Кролик начинает прыгать быстрее.
Развитие у детей интереса к языку требует использования выразительных средств речи не только в группе, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речевым образцам педагогов в повседневной жизни,являются обязательными для уроков. Образец речи педагога на занятиях должен применяться для решения всех задач работы по развитию речи. Речевая модель педагога особенно важна при изучении лексики и обучении произношению. Это объясняется тем,что дети учатся,когда правильно слышат новые слова.
Помимо требований педагога к модели поведения, следует также упомянуть требования педагога к ребенку.
- Педагогам необходимо не только давать речевые образцы,но и видеть, как дети овладевают ими (для этого используйте упражнения и повторения)
- Следует повысить интерес к правильной речи (поощрение, примеры детей,которые хорошо говорят и т. д.).
- Необходимо систематически наблюдать за речью детей, слушать их речь и исправлять их ошибки.
Детская речь,как в повседневной жизни, так и в группе требует пристального внимания.
Речь воспитателя при обучении детей должна проявляться только в том случае,если его собственная речевая культура безупречна.