Конспект открытого фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности «Дюймовочка 1»
Тема: «Звук и буква Ы».
Подготовила:
Учитель-логопед
Шатохина Е.Ю.
2023г.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы;
— научить характеризовать звук Ы.
Коррекционно-развивающие:
— упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;
— развивать фонематические процессы;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.
Оборудование: зеркала, мяч, шарики Су-джок,картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых есть звук Ы; буква Ы, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, цветные карандаши, фасоль, трафарет буква Ы.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети входят, становятся в круг.
Игра с мячом «Лови и называй».
Ребята, давайте вспомним слова со звуком Ль, которым познакомились на прошлом занятии (лев, лес, пелёнка, земляника, лимон, лента, пыль).
- Развитие общей моторки
Тема недели «Профессии». Представим, что мы маляры, разомнёмся и покрасим дом.
Подвижная игра «МАЛЯРЫ».
Координация речи с движением.
Маляры пришли втроем (Шагают на месте)
Обновили старый дом (Изображают крышу над головой)
Был облезлый, скучный, голый («Красят»)
Стал нарядный и весёлый (Изображают крышу над головой)
- Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика Самомассаж с шариком Су-джок «Сапожник».
— Посмотрите, у вас лежит шарик Су-джок.
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги! (катаем шарики в ладонях)
Забивай, покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. Сжимаем шарик в ладошке.
— О какой профессии эта загадка? (сапожник)
- Массаж лица.
Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание (по общим правилам).
- Развитие артикуляционной моторики.
— Спокойное открывание и закрывание рта.
— Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы);
— «Лошадки».
- Работа над развитием дыхания и голоса.
- Объявление темы занятия.
Логопед (выставляет на доску картинку для звукоподражания): Сегодня я в гости пригласила мишку косолапого. А вот какой звук он любит произносить больше всего: ы-ы-ы. С этим звуком мы будем знакомиться на занятии.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Ы логопедом, а затем детьми хором и индивидуально. Характеристика звука Ы: звук Ы — гласный (язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду), обозначаем его фишкой красного цвета.
Дети раскрашивают звук (закрепление акустико-артикуляционного образа звука).
- Связь звука и буквы.
Все на свете рыбаки
Очень любят букву Ы.
Без Ы не будет рыбы,
За это Ы спасибо.
Выкладывание буквы Ы из фасоли (для восприятия зрительного образа буквы Ы).
- Развитие фонематического слуха.
Из четырех произнесенных слов дети должны назвать то, которое по звуковому составу непохоже на остальные три.
Мак — бак — мышка — так.
Том — дом — сынок — ком.
Лимон — вагон — сыр — бутон. И т.д.
Физкультминутка. Выполнение движении по тексту стихотворения.
Раз, два, три, четыре, пять—
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
- Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ЫМ и МЫ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети указывают, какая из схем к какому слогу подходит.
- Закрепление звука в словах.
Определение места звука Ы в словах — названиях картинок.
- Закрепление звука в предложениях.
Логопед чертит на доске схемы предложений из трех, четырех, пяти слов, а дети стараются составить к ним предложения с названиями картинок.
- Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста «Три хозяйки» слов со звуком Ы.
Что за сестры — прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает,
Ставит все на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки.
- Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Вспомните слова со звуком Ы в названии. (Предварительно логопед убирает картинки с доски.)
- Оценка работы детей.
Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Особенно… (педагог выделяет детей). В подарок дарю вам раскраски с буквой Ы.
Проводится ритуал-упражнение «Встретимся опять»
Дети встают в круг, протягивают левую руку вперёд «от сердца, от души» (получается пирамида) и говорят слова: