Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Подготовил:
Учитель – логопед
Шатохина Е.Ю.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

Примеры упражнений:

Все упражнения можно разделить на три группы.

Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало, Ладошки скрестить,
Всех детишек приласкало. пальцы широко раздвинуть

 

Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки, Указательный и средний пальцы

 «ходят» по столу.

Мальчик ходит по дорожке.

Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

«По кругу»

Покажи уменье другу, Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Покружись-ка ты по кругу!

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.

После двустишия – смена руки.

 Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем. 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять