Конспект родительского собрания

ТЕМА:«Эмоциональное самочувствие ребенка — задача семьи и детского сада».

Цель:объединить усилия родителей и педагогов в целях эмоционального благополучия ребёнка  дома и в детском саду.

Задачи:

  • Расширить контакт между педагогами и родителями
  • Обсудить вопрос влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное самочувствие ребёнка, создание доброжелательной атмосферы в семье
  • Помочь родителямопределить существующую в семье эмоциональную атмосферу
  • Оказать родителям методическую помощь в вопросах определения выбора взаимоотношений с детьми.

Форма проведения: беседа за круглым столом  с элементами практикума

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Упражнение «Улыбайтесь!»
  3. Доклад «Эмоции».
  4. Упражнение « Сердце»
  5. Чтение отрывка из рассказа В М Шукшина
  6. Инсценирование «Разбитая ваза»
  7. Тест на оценку уровня тревожности
  8. Советы для родителей
  9. Заключительная часть.

Ход мероприятия:

Вступление

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на родительское собрание, тема которого «Эмоциональное самочувствие ребенка — задача семьи и детского сада». Мы будем говорить о значимости эмоционального благополучия ребёнка  дома и в детском саду.

Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утором нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

(дарят улыбки)

Доклад «Эмоции»

Ну вот теперь и можно начинать наше собрание. Так что же такое эмоции ?

Эмоция – это душевное переживание, чувство.  Сергей Иванович Ожегов.

Мир эмоций – это особый класс психологических процессов, которые человек (взрослый или ребенок) выражает по отношению к предметам и окружающей действительности. Если взрослые могут справиться со своими эмоциями, то ребенку трудно это сделать. Они беззащитны перед потоком любого рода воздействия со стороны окружающего мира. И это сказывается на развитие личности ребенка.

Детство — самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, беззаботное, радостное…Но для некоторых детей детство бывает трудным, прежде всего, по вине окружающих взрослых. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

— Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо кушают, плохо засыпают. Ребёнок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие. 

В ходе бесед с вами, частым вопросами являются те, которые связаны с питанием(как ест ребенок, что ест ребенок); дружеским взаимодействием (с кем играет? как играет). Конечно это очень важные вопросы и они касаются эмоционального благополучия ребенка в детском саду, но порой родители даже не знают, что от пробуждения ребенка утром дома, зависит его настроение, его эмоциональное

состояние на несколько часов. Если во время пробуждения мама, которая улыбается ребенку, говорит что-то приятное, спокойным голосом, то и ребенку передается их эмоциональное состояние, малыш чувствует себя комфортно.

Для того, чтобы люди понимали друг друга необходимо каждому человеку выразить и проявить себя. Поэтому ребенка надо подводить к тому, как адекватно вести себя в обществе. И в таких ситуациях только мы взрослые, родители и педагоги можем помочь нашим детям. Мы должны быть для них образцом, примером, ведь дети, как «губки» все впитывают из окружающей их среды.

Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье.

Какие традиции заложены в семье, какое общение между членами семьи, какие правила поведения, этикета, что видит ребенок, тому он и подражает. Если в семье царит любовь и взаимоуважение, забота друг о друге, то и у малыша это видно. По его счастливой улыбке, по его доброжелательному отношению к сверстникам, к взрослым. И поэтому наша задача помочь родителям понять значимость эмоционального состояния ребенка, его комфорта с окружающим нас социумом.

Упражнение « Сердце»

В одном из детских садов психологи попросили родителей заполнить анкету и определить уровень эмоционального развития своего ребёнка. После обработки ответов они выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Причины

—   Несогласованность требований к ребёнку дома и в детском саду.

—   Нарушение режима дня.

— Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту (интеллектуальные перегрузки).

—  Неблагополучное положение в семье.

— Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребёнка.

— Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

— Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребёнка? Если есть один фактор, возьмите зелёное сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два – приколите синее сердечко. Если три и более – приколите чёрное сердечко.

Красное сердечко возьмёт тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребёнка.

Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, всё ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребёнка.

Чтение отрывка из рассказа В М Шукшина

— А сейчас предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Василия МакаровичаШукшина «Жена мужа в Париж провожала»:

«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

-Ты смотри, смотри-и, парень!

Говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал! Не дорос. Тут они поперли на него в три голоса:

— Кретин! Сволочь!

— А вот мы счас милицию! А?

— Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!

— Голодранец поганый! Кретин!

Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:

— Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… всех уложу здесь!

С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину».

— Вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их?

Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.

— Вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий.

Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция.

Обобщение: Родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Согласны ли вы с этим мнением?(Ответы родителей) 

Инсценирование «Разбитая ваза»

Согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение?Предлагаю посмотреть инсценировку «Разбитая ваза».

Ситуация 1. У мамы прекрасное настроение. Ребенок, играя, разбил вазочку.

— Ой, мама?

— Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.

Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя, разбил вазочку.

— Ой, мама?

— Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.

Вывод:Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье

Тест на оценку уровня тревожности

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.
  15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
  16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
  17. Старается быть тихим.
  18. Боится темноты.
  19. Боится одиночества.
  20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
  21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19 баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Что должны делать взрослые, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребёнка дома и в детском саду?

  • Согласовать требования к ребёнку дома и в детском саду.
  • Помогать поверить в себя и свои способности, объяснять причины неудач и поддерживать в сложной ситуации.
  • Подчеркивать достоинства ребёнка с целью укрепления его самооценки.
  • Обеспечивать безопасность.
  • Создавать оптимальные условия для роста и развития ребёнка

Но самое главное любите своих детей. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам.Обнимайте детей. Больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми 

Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении этой темы. Желаем, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду.Успехов и благополучия в ваших семьях.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять